Скрываться, оставаясь у всех на виду: история становления легендарного разведчика Быстролётова

25.06.2022, 17:00

Видео программы «Основано на реальных событиях»

Впервые в истории телевидения, специально для программы «Основано на реальных событиях», рассекречивается дело уникального разведчика-нелегала Дмитрия Александровича Быстролётова, который, рискуя собой, сумел добыть и передать в центр секретные дипломатические шифры Италии, Австрии, Британии, Франции и Германии. Он блестяще говорил на двадцати языках без акцента и с невероятной находчивостью выходил из самых сложных ситуаций, когда казалось, провал неизбежен.

Дмитрий Александрович Быстролётов родился в Крыму в 1901 году в семье учителей. Как вспоминал позднее сам Дмитрий Быстролётов, с матерью он жил до трех лет, потом он был отправлен в Петербург на воспитание к вдове гвардейского офицера. А после зачислен в гардемаринский класс, открытый в Севастополе при строящемся Морском корпусе. Вскоре он получил справку об окончании мореходного училища, но этого ему будет мало.

Сергей Милашов, внук Дмитрия Быстролётова: «Он учился на штурмана дальнего плавания. И справка об окончании его не устраивала. Он не заработал годовой плавательный ценз, поэтому все остальные действия его были направлены на получение этого ценза».

Иван Просветов, писатель, историк: «Тогда в Крыму уже в конце 19-го начале 20-го года было понятно, что белое движение на грани краха. Еще новые наборы. Новые наборы среди молодых возрастов, риск того, что тебя спишут с судна на берег и отправят просто в воинскую команду на фронт. А за что? Ради чего? И почему сейчас идти умирать? Не совсем понятно».

Воевать в армии Врангеля Быстролётов не захотел. Он бежал в Константинополь, где и начались его невероятные приключения.

Иван Просветов: «Он служит на судах, которые формально подчиняются белому командованию. Это гражданские суда, но они в ведении Врангелевского правительства. То есть, будучи дезертиром, он прячется там, где его, условно говоря, не стали бы искать. Никто бы не заподозрил там в помощнике кочегара человека, который только что бежал из Севастополя».

Тогда впервые Дмитрий Быстролётов открыл в себе это уникальное качество — повсюду казаться своим. Найти общий язык с любыми, даже абсолютно неизвестными людьми и скрываться, оставаясь у всех на виду.

Иван Просветов: «На парусно-моторной шхуне Быстролётов на должности кока пошел из Константинополя в Крым. Шхуна везла груз для белой армии. И случайно она пошла в Крым, и случайно она пришла в Евпаторию, захваченную красными».

Сергей Милашов: «В Евпаторию пришли ночью, бросили якорь и повалились спать усталые. Утром просыпаются, грохот, там стояла латышская железная дивизия. Потом командование латышской дивизии поняло, что это не белые гады, написало письменную благодарность Быстролётову и Кавецкому за привод шхуны с ценным грузом».

Иван Просветов: «Он следует своей излюбленной тактике — прятаться там, среди тех, где прятаться опасно. Но где его вроде бы не могли раскрыть. И он поступает в информационный отдел крымского ЧК. Время было очень сложное и жестокое. А людей, которых называли бывшими, в Крыму расследовали на раз. Я видел списки приговоренных к расстрелу, там были пометки „бывший белый матрос“», «бывший доброволец», «бывший священник».

Летом 1921 года ЧК активно выявляет среди моряков враждебный элемент. Быстролётов снова принимает решение бежать в Константинополь.

Иван Просветов: «Следующий документ, который говорит о судьбе Быстролётова, он очень своеобразен. Это гимназический аттестат, который был ему выписан в Константинополе в 21-м году. Это иммигрантская гимназия».

Сергей Милашов: «Он завершил обучение в колледже. Всех выпускников этого колледжа направили на обучение в Чехословакию. В Братиславе он появился и был зачислен в университет имени Яна Амоса Коменского».

Весной 1921 года Дмитрий Быстролётов внезапно исчезает.

Иван Просветов: «Он сам себе летом или на исходе весны 21 года ставит разведывательное задание специфического плана. Это время сомнений в русской иммиграции. Когда одни думают, что надо примириться, наша бывшая родина изменилась, теперь там другая власть. Быстролётов решает приехать в советскую Россию и самому проверить, а как же там обстоит все на самом деле».

Вопреки здравому смыслу и инстинкту самосохранения Дмитрий Быстролётов возвращается в Крым окольным путем.

Иван Просветов: «Он едет в Берлин, где наиболее мощный комитет по репатриации, советский комитет существовал. Там представляется бывшим моряком, оказавшимся случайно за границей, высказывает желание вернуться в советскую Россию. Его направляют в лагерь, где собирали репатриантов».

Сергей Милашов: «Приезжает в Россию, мать ему говорит: „Ты, что с ума сошел? Почему ты светлые аудитории университета меняешь на Россию? Ты должен получить образование, немедленно“. С большими трудностями и с большими приключениями он возвращается назад в Чехословакию».

В 1925 году Быстролётов снова приедет в Россию, но уже в совсем ином качестве.

Иван Просветов: «По возвращении он в Праге примыкает к тому студенчеству, которое ратует за примирение с советской властью. Был создан Союз русских студентов граждан РСФСР. Спустя некоторое время после его создания Быстролётов туда вступает. Отношения Советской России с Чехословакией сначала были через открытие торгпредства. Быстролётова берут в советское торгпредство в Праге на очень рядовую должность».

Работая там, Дмитрий Быстролётов продолжает руководить Союзом русских студентов Чехословакии. Весной 1925 года его отправляют в Москву, делегатом Первого съезда пролетарского студенчества. Быстролётов вновь, теперь уже легально, едет на родину. В Москве он выступает на съезде, где его примечают руководители советской внешней разведки.

Иван Просветов: «Его приглашают на беседу в соответствующие органы. И беседует с ним Артур Артузов — создатель советской контрразведки. И Артузов тогда высказал фразу: „Мы вас немного подучим, а потом пустим работать по верхам“».

Дмитрию Быстролётову оформили загранпаспорт гражданина РСФСР. Формально он еще возглавлял Пражский союз советских студентов. Но теперь у него было другое очень опасное секретное дело, которое отныне станет главным в его жизни.

Продолжение истории легендарного советского нелегала — в серии документальных фильмов «Подвиг разведчика» из цикла «Основано на реальных событиях».

Связанные новости

Читайте также