Развод по-шотландски: сторонники отделения Эдинбурга от Лондона хотят провести референдум

17.06.2022, 14:39

Видеосюжет: Елизавета Герсон
Видео программы «Сегодня»

Шотландия запланировала референдум о независимости на осень 2023 года. В прошлый раз, 8 лет назад, сторонники самостоятельности проиграли. Да и сейчас многие взвешивают гордость и экономическую выгоду. О последней много говорится в документе, опубликованном властями Шотландии, который стал первым из целого пакета. В нем примеры успеха независимых Ирландии, Дании и Финляндии. С другой стороны, выход Соединенного Королевства из ЕС и выходки премьера Джонсона тоже влияют на решение шотландцев. На этот раз в Эдинбурге решили даже не спрашивать разрешения на референдум у правительства Великобритании.

Настроение в Шотландии по поводу повторного референдума можно охарактеризовать любимой русской частичкой «как бы»: мы как бы против и как бы за. Любое крупное событие, будь то Brexit или пандемия, этот баланс за и против постоянно перекашивает: в одной группе прибывает, в другой убывает. И совершенно невозможно предсказать итог референдума, если он все же произойдет.

Ли: «Я против независимости. Британия и так уже маленькая, а без Шотландии она будет просто крошечной».

Нэнси: «Я бы хотела, чтобы мы остались. Просто Британия должна быть с Северной Ирландией и с Шотландией. И точка».

Джейсон: «С точки зрения национальной гордости, да, это правильно. С точки зрения ежедневной жизни и экономики, это очень опасно для Шотландии».

Под сельское хозяйство используются 80% земли в Шотландии, 60% урожая, удоя и убоя экспортируется в остальные части Британии. Фермер Джонс Флетчер разводит оленей. Мясо его животных — деликатес. Его продукт покупают в основном дорогие лондонские рестораны.

Джон Флетчер, фермер: «Я не люблю Лондон, хоть и поеду туда в выходные. Я не считаю, что премьер-министр Британии хорошо работает. Я не верю тому, что он говорит. Я не думаю, что он говорит правду. И я мечтаю о втором референдуме, хотя не уверен, что мы выиграем. Ведь люди осторожны и не хотят рисковать. И людям живется в Шотландии комфортно».

Глава Партии шотландских националистов Никола Стержн решила, что время комфорта прошло. И прошло также время, в течение которого националисты обещали не возвращаться к вопросу о независимости, потому что, с их точки зрения, с тех пор случилось много бед.

Никола Стерджен, первый министр Шотландии, глава Партии шотландских националистов: «После всего, что с нами произошло, после Brexit, COVID-19, Бориса Джонсона, пришло время увидеть более светлое будущее. Пришло время сделать Шотландию богаче и лучше и снова поднять вопрос о независимости».

Впервые в истории холируда (парламента Эдинбурга) у ее партии большинство голосов. Стерджен обещает новый референдум до 2023 года. Она не будет для этого ездить в Лондон и делать то, что сделал 10 лет назад ее бывший начальник Алекс Салмонд, то есть не будет спрашивать в Лондоне разрешения. Есть подозрение, что разрешения не дадут.

Алекс Салмонд, бывший первый министр Шотландии: «Тогда я убедил Дэвида Кэмерона, заявив, что мы проведем его сами, если он не разрешит нам проводить референдум. И для Кэмерона было гораздо выгоднее согласиться, тем более, он был уверен, что выиграет. Ведь когда я опубликовал программный документ о нашей независимости в 2013, эту идею поддерживали менее 30%».

Через 2 года после референдума о независимости Шотландии на другом референдуме Британия проголосовала за Brexit. Шотландцы в основном были против. Евросоюз же изначально не поощрял шотландский референдум, боясь прецедента для таких центров национализма, как испанская Каталония.

Алекс Салмонд: «Всей западной части Евросоюза не нравится Лондон. Поэтому баланс симпатий и сил за последние годы значительно изменился, хотя еще в 2014 году страны ЕС хоть и выражали симпатию Шотландии, но все же поддерживали идею единства Британии, своего члена».

Нынешняя глава партии националистов медлила с обращением к Борису Джонсону о втором референдуме, ссылаясь на пандемию. Алекс Салмонд считает, что требовать референдум надо быстро, уверенно и угрожать судом, криком и позором на весь мир.

Алекс Салмонд: «Британия и премьер-министр Британии проводят огромное количество времени, поучая весь остальной мир, что такое демократия. И если внутри Британии произойдет случай явного отказа в проведении шотландскому народу демократического процесса, Лондону будет очень неловко, это будет огромный конфуз, а не какая-то мелочь».

Стерджен, объявляя о стремлении избавиться от влияния Лондона, ничего не говорит об ограничении влияния Вашингтона. Но Украина здесь ни при чем. Еще 10 лет назад членство в НАТО, как и в Евросоюзе, было ключевым пунктом программы шотландских националистов, причем они считали, что членский билет в обеих организациях перейдет им по наследству от Британии.

Однако Брюссель и Вашингтон едва ли признают референдум Николы Стережен без согласия Бориса Джонсона законным и едва ли примут их, тем более быстро. А Джонсон согласия не даст. У него, помимо проблем с COVID-19, Brexit и Стерджен, есть другие беды — Северная Ирландия, спад экономики и недоверие тех однопартийцев, которых он не приглашал на свои знаменитые подпольные пьяные вечеринки.

Связанные новости

Читайте также