Нарушения, которых нет: почему камеры видеофиксации штрафуют добросовестных водителей

07.06.2022, 14:55

Видео программы «ЧП»

В России в скором времени разработают новый ГОСТ для камер, которые фиксируют нарушения правил дорожного движения. Будут более строгие требования к качеству снимков и к доказательной базе для штрафов. Пока же дорожные камеры работают с перебоями и зачастую фиксируют нарушения, которых нет.

Это был, пожалуй, самый дорогой звонок, который сделала супруга Владислава Сомова Наталья. Счет пришел на 1,5 тысячи рублей, потому что камеры приняли женщину-пассажира за водителя и посчитали, что она разговаривает по телефону за рулем. Казус произошел из-за того, что у семьи праворульная машина. Это современные средства фиксации нарушений ПДД, видимо, в расчет не берут.

Владислав Сомов, автомобилист: «Ехал с женой, ехали с майских праздников, жена по телефону разговаривала. Сначала было смешно, но потом было не до смеха, потому что штраф стоит немаленьких денег».

Другой случай — камера решила, что автомобиль пересек сплошную линию, приняв за кроссовер отражение на асфальте. А жителю Смоленска «письмо счастья» пришло за превышение скорости автомобиля, в салоне которого вообще никого не было. Он перевозил свой УАЗ на прицепе. Однако тягач под камеры не попал, а вот груз оказался в кадре.

Но, надо сказать, не только отечественные комплексы фиксации столь неразборчивы. За границей и вовсе доходит до смешного. В Германии дорожная камера зафиксировала превышение скорости у голубя. Птице выписали штраф в 25 евро, позднее аннулировал. А в Англии перепутали надпись на футболке с похожим госномером. И оштрафовали на 120 долларов владельца автомобиля за движение по автобусной полосе, хотя он в это время находился дома.

Разработчик ГОСТов для комплексов фиксации нарушений ПДД Григорий Шухман уверен, что любой штраф, вызывающий недоумение, результат человеческой ошибки. Возможности комплексов фиксации постоянно расширяются. Они теперь фиксируют не только превышение скорости и разговоры по телефону, но и непристегнутый ремень, и остановку на вафельной разметке. Однако проверять работу машины в любом случае должен человек. А разработать комплекс видеофиксации, который никогда не будет ошибаться, невозможно, считает он. Но тут в дело вступает кадровый вопрос.

Григорий Шухман, участник рабочей группы по разработке ГОСТов на комплексы фиксации нарушений ПДД: «По всей России в прошлом году было 160 миллионов штрафов на 100 миллиардов рублей. При этом штаты центров видеофиксации не растут. Когда на инспектора, будь он самым добросовестным, сваливается тысяча материалов в день, то на нескольких сотнях просто его взгляд замыливается, он устает и дальше при всем желании человек просто щелкает мышкой „Вынести постановление“».

Ко всему прочему, рассказывает эксперт, до сих пор нет единых правил, как исследовать материалы комплексов видеофиксации. Поэтому каждый отдельно взятый штраф — это чистой воды вкусовщина на усмотрение инспектора.

Правда, в центре организации дорожного движения уверяют, что предпринимают попытки научить камеры распознавать положение руля.

Владимир Карпов, начальник управления дирекции фотовидеофиксации ПДД: «Мы совершенствуем технологии и обучаем нейросеть распознавать различные марки и модели автомобилей. Это единичный случай вынесения штрафов, которые легко обжаловать».

Сделать это можно на сайте госуслуг. В личном кабинете рядом с постановлением о правонарушении должна быть соответствующая кнопка. Говорят, реагируют быстро.

Связанные новости

Читайте также