«Нужен каждой клетке организма»: чем грозит здоровью дефицит витамина D

05.02.2022, 12:00

Видео программы «Живая еда»

Четко установлена связь между риском тяжелого течения коронавирусной инфекции и нехваткой витамина D. Но этим не заканчивается длинный список его важных свойств.

В инфекционных больницах идет борьба за жизнь пациентов с COVID-19. Всего за два года пандемии только в России уже миллионы людей переболели, сотни тысяч умерли.

Светлана Краснова, главный врач 2-й инфекционной больницы: «Тяжесть пациентов все-таки возросла. И я назову вам такую цифру, что у нас 44% пациентов, которые поступают в стационар, сразу идут либо на реанимационную койку, либо на койку интенсивного наблюдения. То есть это те люди, которые уже без дополнительного поступления кислорода дышать сами не могут».

Новый штамм омикрон только кажется легким и безобидным. Он тоже приводит в реанимацию и убивает, в чем ежедневно убеждаются врачи. Важны сопутствующие болезни и другие факторы, но еще в начале пандемии британские и американские ученые пришли к выводу, что тяжелая форма COVID-19 чаще развивается и у людей с дефицитом витамина D. А ведь в России, как показывают исследования, нехватка есть более чем у 80% людей, причем в южных регионах проблема отнюдь не слабее, чем на севере.

Юлия Тишова, врач-эндокринолог, кандидат медицинских наук: «В нашей стране невозможно увидеть человека, который не принимает витамин D, чтобы его в организме было достаточно. Либо он только закончил принимать, либо вернулся после полугода отдыха в жарких странах и ходил ежедневно в бикини».

Нормальным считается показатель в крови от 30 нанограммов на миллилитр. От 20 до 30 — это недостаток. Все, что ниже 20, — дефицит. Как такая нехватка отражается на здоровье, на себе ощутила мама в декрете Татьяна Шевченко.

Татьяна Шевченко: «У меня были проблемы — выпадение волос и ломкость ногтей. Также где-то с периодичностью раз в два месяца я болела простудными заболеваниями, потому что у меня маленькие дети, они ходят в садик, приносят разные инфекции, часто болеют, от них заражалась я».

Эндокринолог назначил Татьяне витамин D в таблетках. Эффект не заставил себя ждать: всего через пару месяцев сил прибавилось, качество волос и ногтей улучшилось, уже около года Татьяна не болеет. К полезным действиям этого витамина сегодня причисляют подъем иммунитета, а еще наблюдают замедление развития рассеянного склероза, диабета и сердечно-сосудистых заболеваний, уменьшение ожирения, активно изучают влияние на рак. Более того, вещество считают уже даже не витамином, а гормоном.

Ирина Захарова, доктор медицинских наук, профессор, президент Ассоциации врачей по изучению витамина D: «Витамин D нужен каждой абсолютно клетке организма. Если витамина D в организме мало, то, соответственно, работа этих органов и систем нарушается».

Еще совсем недавно дефицит витамина D у людей связывали только с развитием рахита — заболевания, при котором кости деформируются и становятся хрупкими. Изучая именно этот недуг, ученые и открыли витамин D. В начале XX века английский ветеринар Эдвард Мелленби заметил, что собаки, которых кормили рыбьим жиром, не страдали от рахита. А американский биохимик Элмер Макколум выяснил, какое именно вещество так на них влияло. Его и назвали витамином D. Впоследствии оказалось, что это на самом деле не одно вещество, а два — эргокальциферол (его назвали витамином D2, он может поступать только с пищей) и холекальциферол (ему дали индекс D3, он способен синтезироваться в коже под действием солнца).

Микробиолог Хэрриэт Чик провела эксперимент с детьми: половине давали рыбий жир, половине — нет. Как и ожидалось, те, кто принимал жир, избежали рахита. Но и в другой группе дети, много времени проводившие на солнце, тоже быстро восстанавливались. Оказалось, под кожей есть слой холестерина. Когда его молекулы поглощают ультрафиолетовые лучи, он изменяется и превращается в одну из форм витамина D. Получается, что избежать дефицита можно, всего лишь гуляя под солнцем? Не все так просто.

Юлия Тишова: «Чтобы организм человека синтезировал витамин D только благодаря воздействию солнечных лучей, на солнце нужно пребывать 300 с лишним дней в году. Делать это нужно каждый день, при этом быть на солнце в правильное время. Еще важен угол падения солнечных лучей».

Как говорят специалисты, угол падения лучей в нашей стране даже в Сочи достаточен для выработки витамина только летом. Может быть, стоит компенсировать нехватку солнца в остальное время посещением солярия? Так делают москвички Екатерина, Вера, Диана и Евгения, которых программа «Живая еда» пригласила поучаствовать в исследовании. У девушек разный возраст, образ жизни, но все они — фанатки искусственного солнца, посещают солярий регулярно не менее раза в неделю.

Результаты анализа крови на витамин D, который дополнительно девушки не принимают, оказались неутешительными: у всех, кроме Дианы, недостаток. Да и у нее значение на нижней границе нормы. Солнце, по мнению специалистов, хоть натуральное, хоть в виде ламп — ненадежный источник витамина. Света нужно очень много, как в жаркой Австралии, например, где дефицит витамина D встречается только у каждого десятого, но при этом там и один из самых высоких в мире показателей заболеваемости раком кожи, от которого надо защищаться кремами, в том числе и в наших условиях. Но эти средства уменьшают и образование витамина D. Получается замкнутый круг.

Лариса Бавыкина, врач-эндокринолог, диетолог: «Использование уходовых средств с защитой SPF-15 и более блокирует синтез витамина D в коже. Также солнцезащитная одежда, длинный рукав. Соответственно, если вы придерживаетесь этого принципа, вы делаете правильно, потому что вы снижаете риск рака кожи. С другой стороны, вам нужно продолжать принимать витамин D в течение всего года».

С недавних пор в спа-комплексах появились так называемые солнечные комнаты. Под лампами, как говорят их создатели, можно находиться без солнцезащитного крема и без вреда для кожи получать необходимый витамин D. Внутри установлены специальные фильтры, которые снижают уровень ультрафиолетового облучения.

Леонид Перламутров, генеральный директор компании — дистрибьютора симуляторов солнца: «Установка производит примерно 30% ультрафиолета от естественного природного уровня, поэтому, находясь под ней в течение часа, вы получите примерно столько же ультрафиолета, сколько в жаркий летний день после 20 минут пребывания под солнцем. Естественно, загореть вы не успеете, но получите свой витамин D».

Эксперты с этими заявлениями не согласны. Чтобы получить дневную норму витамина, такой процедуры не хватит, ведь даже солярий, где ультрафиолет светил на все 100%, не дал должного эффекта. Конечно, наслаждаться теплом и ласковым светом (тут есть еще рассветный и закатный режимы) под такими симуляторами солнца действительно хорошо, несомненно, что это помогает справиться с зимней хандрой и стимулирует через сетчатку глаза выработку серотонина, противодействующего сонливости.

На севере жить трудно в том числе потому, что на протяжении полярной ночи, когда целых 40 дней подряд солнце вообще не показывается из-за горизонта. Да и в остальное время среднегодовая температура такова, что приходится кутаться в одежду, открытой к солнечным лучам остается очень незначительная площадь кожи. В итоге витамин D в ней естественным путем просто не синтезируется. Бренд-шеф ресторана местной кухни Светлана Козейко говорит, что народы севера веками выстраивали свой рацион так, чтобы получать все необходимое из еды. Например, в соседней Норвегии готовят мёлье — традиционное блюдо из трески, икры и печени. В одной порции до 12 суточных доз витамина D.

Есть другой способ получать заветный витамин. На подушку из водорослей в сливках и крабовом отваре выкладывается нежнейшее филе палтуса, щечки трески и икра, поливается укропным маслом, украшается зеленью. Вкусно, но витамина D тут уже существенно меньше, чем в норвежском варианте.

Существуют и иные, очень даже дешевые способы. Продуктов, богатых витамином D, немало, проблема с ними только в том, что вещи это довольно специфические, каждый день помногу их есть не будешь. Диетолог Юлия Пигарёва составила дневной рацион, содержащий суточную профилактическую дозу витамина D — 1,5–2 тысячи международных единиц. На завтрак — два яйца, бутерброд с главным источником витамина — печенью трески, салат из овощей со сметаной. На обед — опять печень, только говяжья, с гречкой и овощами. Небольшой бутерброд с сыром и фрукт — на перекус. На ужин — овощи, рис и жирная морская рыба (семга, скумбрия, палтус, селедка).

Юлия Пигарёва, врач-терапевт, диетолог: «Вряд ли каждый день кто-то ест печень трески. Если мы уберем ее из рациона, то останется примерно 300–400 МЕ».

Говяжью печенку и жирную рыбу тоже никто не ест каждый день. В итоге в нашем реальном рационе содержится, как правило, всего 80–90 единиц витамина D, хотя требуется 1,5–2 тысячи. Если пытаться получить столько из привычных повседневных продуктов, пришлось бы употреблять в гигантских количествах, чтобы не допустить дефицита.

Юлия Пигарёва: «Если мы посмотрим на этот рацион и представим, как он должен выглядеть, чтобы содержал необходимую профилактическую дозу витамина D, то на завтрак надо съесть 50 яиц, на обед — один килограмм говядины, на ужин — один килограмм минтая, на полдник — бутерброд с 0,5 килограмма сыра».

Обойтись только едой практически невозможно. Об этом знали еще в советские времена и не зря мучили детей, заставляя ложками пить рыбий жир, ведь это витаминный концентрат, специфический, правда, на вкус.

Сейчас рыбий жир тоже продают в капсулах без запаха и вкуса, да и стоит он совсем недорого. Но специалисты уже считают такую добавку несовременной, ведь производители не обязаны указывать содержание конкретных витаминов, поэтому подбирать дозу становится очень сложно. К тому же есть рыбий жир (как правило, из печени трески и других рыб), а есть рыбный (обычно из мяса и подкожного жира той же рыбы). И как тут понять, сколько пользы организм получает?

Елена Харенко, заместитель директора по научной работе ВНИР: «Количество витамина А и витамина D в разных объектах совершенно разное, поэтому нельзя сказать, что во всех рыбных жирах много этого витамина. Нет, в каждом объекте, в каждой печени рыб будет разное количество витаминов».

Ведутся споры по вопросу: так ли уж нужны большие дозы непременно присутствующего в подобных жирах и витамина А? Лучше все-таки искать что-то другое. Что касается витамина D, то выбора нет, большинству россиян врачи советуют принимать его дополнительно. Тут возникает вопрос: какой именно препарат лучше выбрать? Разброс разновидностей и цен в аптеках и Интернете действительно сбивает с толку.

Все, что продается в аптеках, синтезировано на производствах, но сырьем служат натуральные животные или растительные компоненты. Большая часть продаваемого в аптеках витамина D делается из овечьей шерсти. Овечья шерсть содержит вещество под названием ланолин. Это смесь сложных эфиров и жирных кислот, она выделяется сальными железами овец и часто добавляется в кремы. Именно ланолин — база для изготовления синтетического витамина D. На заводе ланолин отделяют от шерсти, получают из него холестерин (совсем как тот, что у нас под кожей) и подвергают ультрафиолетовому облучению, а потом еще нескольким стадиям обработки. В итоге выходит синтетический витамин D, который ничем не хуже, чем природный. Это доказано клиническими исследованиями.

Но есть разница в формах витамина. Все они действуют в нашем организме как настоящие супергерои, побеждая болезни, но у каждой есть и свои слабые места. Масляная отлично усваивается (все-таки витамин D жирорастворим), но лишь у тех, у кого нет проблем с желудком и кишечником. Водный раствор, напротив, спасает тех, у кого плохо с расщеплением жиров, но он часто содержит в себе консерванты и стабилизаторы, которые могут вызвать аллергию. Спреи отличаются быстротой всасывания, но исследований о них мало, да и найти их в продаже непросто.

Анна Махова, доктор медицинских наук, клинический фармаколог: «Нет каких-то жестких рекомендаций, что только такой витамин D или только такой, поэтому можно их менять и чередовать, главное — смотреть переносимость, что нет аллергических высыпаний, нет проблем с желудочно-кишечным трактом».

Дозировка также подбирается индивидуально и зависит от уровня витамина D в крови. Нормальным считается от 30 нанограммов на миллилитр.

Ирина Захарова: «Чтобы быстро восстановить свой статус витамина D, надо пропить 7000 единиц витамина D в течение месяца. Дальше надо поддерживать а уровне 1500–2000 международных единиц витамина D».

Точную дозу назначают после анализа, но средней, профилактической является 1,5–2 тысячи единиц в день. Важно это еще и потому, что передозировка опасна. В 1995 году в Тюмени более 1000 человек попали в больницы с жалобами на боли в мышцах и костях, тошноту, рвоту. Врачи долго не могли понять причину этой эпидемии. Выяснилось, что виноват витамин D.

Анна Эсеньян, врач-эндокринолог, сотрудник кафедры клинической фармакологии РНИМУ им. Пирогова: «С птицефабрики было украдено несколько бочек концентрированного витамина D3, он был продан в местные продуктовые магазины под видом обычного растительного масла».

Не зная, на чем они готовят, люди получили гигантские дозы витамина, а вместе с ними — общую интоксикацию, отложение солей в почках, мышцах, проблемы с сердцем. Больше точно не значит лучше. Так считает и автор одного из крупнейших клинических исследований о связи витамина D с различными заболеваниями, профессор медицинского научно-исследовательского института в Австралии Рэйчел Нил.

Рэйчел Нил, эпидемиолог, автор клинического исследования по витамину D, профессор Медицинского научно-исследовательского института им. Бергхофера (Австралия): «Нам известно, что очень много людей с низким уровнем витамина D в крови подвергаются повышенному риску чем-то заболеть, но идеальный уровень в крови пока не определен».

Возможно, как только человек выходит из дефицита витамина D, дальнейшее повышение его уровня не приносит никакой пользы для здоровья. Результаты исследований американских ученых подтверждают, что витамин D таит в себе еще много интересного. Выяснилось, что огромные дозировки помогают при солнечных ожогах. В эксперименте приняли участие несколько добровольцев с маленькими солнечными ожогами. Им давали витамин D. У людей, в крови которых его было много, началось восстановление тканей, в то время как у тех, у кого витамина D в крови было значительно меньше, заживление проходило медленнее.

Сами ученые не рекомендуют принимать большие дозы витамина D при ожогах, нужны еще проверки безопасности такого метода. Кстати, и при коронавирусе не все однозначно. Как показала накопленная за последние месяцы статистика, дефицит витамина D действительно вызывает повышенный риск более тяжелого течения COVID-19 (как и ОРВИ, и других инфекций). Если же дефицита нет, дополнительно принимать витамин бесполезно, потому что облегчить симптомы повышение дозы не поможет, с этим справляется только вакцинация.

Светлана Краснова: «Сколько мы видели людей, которые молодые, которые не имеют никаких вредных привычек, правильно питаются, занимаются спортом, пьют витамины и которые потом оказываются на реанимационной койке. Знаете, они потом об этом жалеют и говорят, что надо было вакцинироваться».

Чудес от витамина D ждать не стоит, но допускать его нехватки в организме точно не надо. Она, это доказано наукой, приводит ко многим проблемам со здоровьем. Принимать витамин D можно в таблетках или капсулах, покупать лучше не в Интернете, а в аптеках или магазинах выбирать те варианты, которые официально сертифицированы в России. Доза — 2000 единиц ежедневно, детям — по 1000 (столько, как уверяют специалисты, никому не повредит). Периодически стоит сдавать анализы крови и контролировать ситуацию вместе с врачом.

Связанные новости

Читайте также