Самая засекреченная женщина России раскрыла тайны работы в советской разведке

19.12.2021, 15:50

Видео программы «Новые русские сенсации»

В удивительной жизни полковника в отставке Людмилы Нуйкиной было так много лиц, что подлинную историю этой женщины-загадки знает только «Центр» — всего несколько человек в управлении «С» Службы внешней разведки. Даже в отставке она не имеет права забывать главную заповедь: «болтун — находка для шпиона». Чужой жизнью она прожила 13 лет, и только сейчас, в интервью программе «Новые русские сенсации», смогла рассказать историю своей невероятной любви и подлого предательства.

Ее жизнь была гораздо опаснее любых приключений. Даже полное имя, под которым внедрялась и работала за границей полковник Нуйкина, до сих пор закрытая информация. И даже сейчас она может назвать только свое имя — Эрика.

Семья разведчиков Нуйкиных долгие годы была строго засекреченной ячейкой общества: миссис Эрика и мистер Карл. Дома Карл называл Эрику просто Рыжей.

Людмила Нуйкина: «У нас не было разных имен. Не у каждого получается, чтобы они работали под одним паспортом. Нам не приходилось его менять, у нас был все время один рабочий паспорт».

Один рабочий паспорт — значит, что за все время нелегальной работы, они не допустили ни одного прокола. А началось все, когда 19-летняя Людмила встретила 16-летнего Виталия.

Людмила Нуйкина: «Я жила себе спокойно, мирно, никого не трогала, меня никто не трогал. Но вот выбрал меня муж. Ему было 16, мне 19. Когда я узнала, что постарше него, всякие гадости ему устраивала, чтобы он отвернулся от меня».

Так закалялся союз будущих нелегалов. Своему молодому кавалеру она устраивала проверки похлеще, чем потом им вместе придется пройти в разведшколе. Но Виталий не отступил. Он завоевал свою Людмилу и смог поступить в МГИМО.

Людмила Нуйкина: «Он учился в МГИМО и к нему подошли, видимо, как всегда, когда подборы делают. И его вели. И когда его отец умер, он приехал на похороны. И тогда у меня спросил: „Не хочешь ли ты поработать с чужим паспортом?“»

В 1959 году они расписались. А вскоре на всю жизнь были обвенчаны одной государственной тайной на двоих. В разведшколе Первого Главного управления КГБ молодоженов подготовили к войне на невидимом фронте.

У них была классическая семья под грифом «Секретно»: папа, мама и сын Юра, тоже прирожденный разведчик. Вот только перед отправкой за границу на долгий срок, ей пришлось оставить сына дома.

Людмила Нуйкина: «Вначале я не знала, что это так будет, что мы не увидим сына несколько лет, и только письма будут. Но муж мне объяснил: если не мы, то кто?»

После заброски на территорию другого государства Нуйкиным надо было еще раз официально оформить брак. Теперь уже за границей. А после свадьбы им предстояло, что называется, «осесть». «Осесть» надо было основательно, со всеми удобствами, получить официальную работу, обязательно предполагающую командировки в нужные страны.

Людмила Нуйкина: «Мы в Европе читали, покупали журналы, газеты, искали, где требуются люди, представители какой-то фирмы, куда нас для начала послали».

Разведчики-нелегалы начинали свое внедрение по объявлениям. Получив официальную заграничную «крышу», они приступили к выполнению основного задания. Так начались опасные гастроли.

Людмила Нуйкина: «И мы ездили по всем африканским странам. Свободно. Потому что по работе мужу якобы нужно так. А я ходила в женские клубы, где собирались жены богатых».

В женских клубах Эрика внимательно слушала разговоры влиятельных дам и незаметно собирала информацию. Все получалось как будто случайно: завязывалось знакомство, в дом приходили нужные люди, а дальше — дело техники

Если информация того стоила, они шли на смертельный риск. При этом разведчиков-нелегалов интересовали не только политические секреты, но и последние западные разработки в области «оборонки».

Людмила Нуйкина: «Мы ни от чего не отказывались. Брали все, что попадалось — и политическое, и промышленное. Все, что в руки шло».

Особый интерес «Центра» вызывало все, что связано с электроникой. Поэтому Карл, он же Виталий Нуйкин, сумел внедриться в компанию по производству компьютеров. Вскоре ему удалось передать в Советский Союз зарубежные разработки — и вот страна неожиданно сделала большой шаг вперед в области компьютерной техники.

Семья разведчиков-нелегалов готова была на все, чтобы добраться до секретной информации. Это были шахматы со смертью. Рыжая королева и ее король много раз оказывались под ударом. Чтобы не выглядеть подозрительно, а молодая здоровая семья без детей вызывала вопросы, Людмила решила родить за границей второго сына. Врачам она говорила, что первого потеряла при родах.

Людмила Нуйкина: «У меня такая легенда была. Я всегда с содроганием это делала. Но так и говорила, что он при родах погиб».

Дама с коляской уже не вызывала подозрений — секретные и совершенно секретные данные шли в Москву. «Центр» в радиограммах поздравлял с государственными наградами и присвоением очередного звания.

Эрика, она же Рыжая, она же Людмила Нуйкина награждена орденом Красной звезды и медалью «За отвагу» за личное мужество при исполнении воинского долга. Виталий Нуйкин — орденом Октябрьской революции и двумя орденами Красного знамени.

Читайте также