Кто устроил человечеству репетицию цифрового апокалипсиса

09.10.2021, 16:26

Видеосюжет: Андрей Суханов (@ap_sukhanov )
Видео программы «Центральное телевидение»

У социальных сетей Марка Цукерберга более трех миллиардов активных пользователей, а это значит, почти половина населения Земли в понедельник вечером синхронно участвовала в небывалом реалити-шоу под названием «Цифровой Армагеддон». Марк Цукерберг в тот день стал беднее на шесть миллиардов долларов, а миллиарды интернет-пользователей на несколько часов лишились смысла жизни. В итоге социальную сеть все же починили. Но вопросы, сомнения и, как говорят, осадочек все же остались…

Миллионы людей на планете, которым социальные сети заменяют реальную жизнь, в понедельник 4 октября были на грани нервного срыва, а многие и вовсе столкнулись с самой настоящей ломкой, как у наркозависимых. Ведь более семи часов блогеры не могли заниматься любимым делом: постить, лайкать, хейтить, стримить. Например, в США из-за этого цифрового апокалипсиса увеличилось число обращений граждан за экстренной психологической помощью.

Роберт Сицилиано, специалист по кибербезопасности: «Сбой определенно вызвал хаос. Согласно исследованиям моей компании, у людей, у которых слабое психическое здоровье, подобное событие может вызвать приступ отчаяния и даже довести их до самоубийства».

Но давайте разберемся, почему произошел этот сбой.

Роберт Сицилиано: «Скорее всего, это просто просчет, неправильная конфигурация серверов в результате ошибки какого-то сотрудника, а не попытка Белого дома или других правительственных организаций остановить работу соцсетей».

Попытка Белого дома или других правительственных организаций? Специалист по кибербезопасности между делом говорит о версии, которую сейчас обсуждают и в блогах, и в кулуарах Капитолия. Якобы Байден таким образом решил указать место Цукербергу, который возомнил, что может влиять на политику и умы избирателей.

Майкл Вайлдес, адвокат: «Мы, видимо, никогда не узнаем, что это было на самом деле: спланированная операция правительства США или операция зарубежного правительства. Но у случившегося есть приятный побочный эффект: поток информации в Интернете, правдивой или ложной, на время прекратился».

Адвокат обращает внимание на одну, казалось бы, случайность: у цифрового апокалипсиса был предвестник — всадник в юбке по имени Фрэнсис Хауген. Она — бывший топ-менеджер Facebook, перед увольнением тайно скопировала тысячи страниц внутренних документов компании и на следующий день после глобального сбоя выступила в Конгрессе США с обвинениями в адрес Цукерберга и его империи.

Фрэнсис Хауген, бывший менеджер Facebook: «Продукты Facebook вредят детям, разжигают раскол в обществе и ослабляют нашу демократию. Руководство компании легко может сделать Facebook и Instagram более безопасными, но не делают этого, потому что прибыль для них важнее, чем жизни людей!»

Еще одно совпадение: за день до интернет-коллапса откровения Фрэнсис показали в прайм-тайм по национальному телеканалу Америки. Там девушка утверждала, что искусственный интеллект соцсетей настроен так, чтобы разжигать ненависть и вражду среди пользователей.
Именно это, по признанию Фрэнсис Хауген, произошло в 2016-м в Мьянме, где Facebook помог устроить геноцид мусульманам-рахинджа, и в 2021-м — в США, когда алгоритмы соцсети подстрекали сторонников Трампа к штурму Капитолия:

Но даже не штурм Капитолия стал самой горячей темой этих слушаний в Конгрессе, а влияние Instagram. Оказывается, Цукерберг проводил секретное масштабное исследование пользователей, которое показало, что инстаграм провоцирует у подростков депрессию и мысли о суициде.

Молли было 14, девочка-тинейджер из интеллигентной английской семьи. Ей казалось, что ее фотографии в Instagram хуже, чем у одноклассниц, тогда алгоритм соцсети создал вокруг нее пузырь, предлагая контент о суициде. Обозреватель газеты Times Майкл Биньон объясняет: когда о трагедии Молли Рассел узнала вся Британия, местные парламентарии взялись написать закон о «Безопасности в Интернете».

На следующей неделе в Палате общин ждут ту самую американку из Facebook — Фрэнсис Хауген. Она должна выступить в британском парламенте с новой порцией разоблачений. А потом законодатели по обе стороны океана должны решить, стоит ли странам свободного, как они сами себя называют, мира вводить фильтры цензуры в своих социальных сетях.

Читайте также