Георгий Гривенный вспомнил протестный 2011-й

12.01.2012, 21:55

Видео программы «Сегодня»

Корреспондент НТВ Георгий Гривенный вспомнил события ушедшего 2011 года, в котором он попрощался с минским корпунктом. На долю Георгия Гривенного выпали наиболее драматические события в истории современной Белоруссии: теракт в минском метро, молчаливые протесты и валютный кризис. Корреспондент даже испытал на себе, что такое белорусский «хапун».

Во всем мире продолжают подводить итоги ушедшего года, фиксируя для истории его главные события. Наблюдавшие за многими из них корреспонденты НТВ составили свою картину 2011 года, основанную на личных переживаниях, достижениях и самых ярких впечатлениях.

Заключительный репортаж из серии «Мой-2011» подготовил корреспондент НТВ Георгий Гривенный.

2011 год я провел в Минске. Белоруссия — одна из самых близких стран к России, причем не только географически, но и главное, ментально. Впрочем, есть, конечно, свои особенности национального характера.

Когда скульптор Владимир Жбанов выиграл конкурс на установку в сквере белорусского города Молодечна бронзовой композицией к очередному празднику, он даже представить себе не мог, что его назовут бесстыдником и растлителем молодежи. Сюжет ведь романтичнее некуда: в ночь на Ивана Купалу юноша и девушка идут искать волшебный цветок папоротника. Но общественность возмущается: они же голые! Разражается скандал.

Автор оправдывается, ссылаясь на опыт античности, на эпоху Возрождения, но в итоге сдается под тяжестью аргумента. С голым задом — это как-то не по-белорусски. Окончательный заводской вариант влюбленной парочки выглядит так: тыльная часть молодого человека прикрыта венком из травы, а у девушки резко выросли волосы, они закрывают практически полностью всю грудь. Вот так: всего несколько лишних килограммов бронзы — и нравственность спасена.

Весной Белоруссия сталкивается с самым тяжелым экономическим кризисом за всю постсоветскую историю. Местный рубль девальвирован сразу на 56%. Возникает ажиотажный спрос на валюту, с полок магазинов сметают сахар, соль и спички, в очередях снова как когда-то в советском прошлом пересчитываются и пишут номерки на руках.

Жительница Минска: «Ночью стоят за валютой, днем работают. И чтобы не заснуть, не забыть свои номера как бы, вот мы помечаем».
Георгий Гривенный, корреспондент НТВ: «Получается, что ночью пересчитываете, что ли, да?»
Жительница Минска: «Да».

Еще одна примета белорусского экономического кризиса — хлопающие протесты. Недовольные экономической политикой властей люди выходят на улицы и аплодируют, но совсем не от восторга. Для многих эти овации заканчиваются в милиции. Белорусский «хапун» в действии: всех, кто стоит на остановке и даже молчит, не аплодирует, забирают и засовывают в автозаки. Только к осени шок проходит. Властям удается стабилизировать ситуацию, во многом благодаря интеграционным процессам с Россией и новым российским инвестициям и кредитам.

Очевидец теракта в минском метро: «Резкий хлопок — и посыпались стекла. Много дыма. Взрывная волна была сильная. Кто стоял, они легли».

Трагедия года — взрыв в минском метро. Погибают 15 человек, более 200 ранены. Первый теракт в истории современной Белоруссии поначалу поражает ощущением всеобщей растерянности. Люди, привыкшие видеть подобное только по телевизору, никак не могут привыкнуть: теперь им придется жить в другой реальности.

Александр Лукашенко, президент Белоруссии: «Я хочу просто вам сказать, мужики, что нам брошен серьезный вызов».

Теракт раскрыт в кратчайшие сроки. Задержанные — токарь и слесарь из Витебска — дают признательные показания, от которых, впрочем, потом откажутся на суде. Сам процесс длится два месяца и завершается смертным приговором обоим подсудимым. Но многим так и остается непонятным мотив, толкнувший простых парней с окраины на массовое убийство. По официальной версии, они собрали и привели в действие адскую машину «желая прославиться, а также из-за презрения к обществу».

А белорусы, несмотря на все экономические трудности, оптимизма не теряют. В Брестской области мы снимаем фестиваль еды. Признаюсь честно, ехал туда с пессимизмом. Что интересного можно увидеть на сельской ярмарке? Но попал на настоящее кулинарное шоу, где каждую минуту хотелось бросить микрофон и схватить вилку. Как ее правильно человеку подать? Тут ведь очень важен креативный подход. Меня, например, положили на носилки и понесли кормить насильно. Вот такая идея!

Впрочем, потом микрофон, конечно же, захотелось взять обратно. Вокруг столько интересных тем и людей, и 2012 год мне, я надеюсь, предложит их в избытке. Пусть уже и не в минском корпункте.

Читайте также