Как подводные археологи восстанавливают трагическую историю Таллинского перехода

12.07.2021, 21:03

Видеосюжет: Дарья Криволапова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Балтийском море завершился второй этап международной экспедиции «180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте». Вот уже несколько лет при поддержке Фонда президентских грантов и Русского географического общества поисковики исследуют маршрут Таллиннского перехода.

Несмотря на пандемию, Эстония дала официальное разрешение на проведение археологических работ в своих территориальных водах. И это своеобразный кредит доверия нашим исследователям. Ведь эти поиски важны и для государств Прибалтики. На дне лежат и их корабли.

Погружаясь на дно, исследователи знали масштабы трагедии Таллинского перехода. Но под водой всё оказалось гораздо страшнее. Здесь тысячи и тысячи тел. Тех, кто навсегда упокоился в Балтийском море. Здесь 29 августа 1941 года гибли матери, дочери, сыновья. Военные. раненые, эвакуированные из Таллина.

Константин Богданов, руководитель экспедиции, директор «Разведывательно-водолазной команды»: «Здесь за одну ночь погибло порядка 40 кораблей и более 10 тысяч человек экипажа и эвакуируемых на них. И вот мы в Эстонии поставили себе задачу найти те пароходы, на которых было наибольшее количество жертв».

Одно из них — судно «Балхаш». Его идентифицировали в эту экспедицию. В момент крушения на борту находилось 3 900 человек. Взрыв прогремел около второго трюма. Транспорт погружался на дно, образуя в воде воронку. Как вспоминают очевидцы, на палубе творился невообразимый хаос. Всё, что могло, скатывалось и валилось. Люди хватались друг за друга. Спастись удалось только 86 пассажирам. Сегодня судно лежит на глубине 96 метров.

Каждое погружение происходит на глубину от 70 до 100 метров, а уже на 60 видимость резко снижается. На таких отметках у водолазов на работу — 15–20 минут. И за это время нужно справиться с эмоциями, понять, как погибло судно, и зафиксировать его характерные конструктивные особенности.

Для того, чтобы опознать эстонский «Найссаар», потребовалось три погружения. Идентификацию этого транспорта считают большей удачей. 80 лет достоверно о нем не было известно практически ничего. Историки предполагали: на борту «Найссаара», когда он уходил из Таллина, находилось полторы тысячи человек из состава стрелковых частей. Теперь можно точно сказать: судно подорвалось на той же минной линии, что и «Балхаш» 29 августа 1941 года. Затонуло практически мгновенно. Скорее всего, пассажиров на нем было больше, чем считали ранее.

Как передает корреспондент НТВ Дарья Криволапова, к этой экспедиции готовились полгода. В команде — исследователи из России, Эстонии, Латвии. За девять дней работы идентифицировали пять объектов: «Балхаш», «Найссаар», «Эверита», ледокол «Кришьянис Валдемарс» и сторожевой катер «Циклон». Всего в Таллинском прорыве участвовало 225 кораблей. Погибло 62. Балтийские воды стали могилой для 15 тысяч человек.

Связанные новости

Читайте также