«Надо менять систему»: почему полиция не может защитить женщин от домашних тиранов

01.04.2021, 17:39

Видео программы «ЧП. Расследование»

Стереотипная фраза «Бьет — значит любит» до сих пор не канула в лету. По исследованиям специалистов, каждая пятая женщина в России страдает от унижений и побоев в собственной семье. Как показывает практика, на скамье подсудимых мужья-тираны оказываются только тогда, когда жертва насилия получает сильные увечья или даже погибает. Но почему правоохранители не могут оградить женщин от агрессивных мужей до того, как случится самое страшное?

К 25-ти годам за плечами Светланы Сергеевой уже были два неудачных брака. Но в этот девушка не сомневалась, что влюбилась по-настоящему. Тот самый единственный, как она считала, засыпал ее романтическими письмами. Собственно, эта любовь и началась по переписке. То, что свои послания Дмитрий слал из колонии, Свету почему-то не смущало. Она искренне верила, что это всерьез и надолго. Розовые очки, по словам родителей, Света сняла вскоре после освобождения ухажера-арестанта. Долго время девушка не выносила сор из избы. Но скрывать агрессию возлюбленного становилось все сложнее. Свидетелями семейных разборок не раз становилась родная сестра Светланы.

Как выяснилось, муж Светы регулярно распускал руки. По словам родных, в одной из ссор Дмитрий воткнул жене нож в ногу, в другой раз сломал ей руку. После очередного семейного скандала у Светланы не выдержало сердце. Именно инфаркт указан в официальной причине смерти. Однако у многих, кто пришел на похороны девушки, это заключение, мягко говоря, вызвало сомнение.

Сразу после произошедшего супруг погибшей Дмитрий Сергеев охотно раздавал интервью и рассказывал, что ночь перед случившимся провел в баре, под утро вернулся домой, но жена дверь не открыла. Вот и вспылил. Без сознания он оставил жену дома с детьми, а сам ушел. Скорую вызвала уже соседка. Мужа-тирана после допроса сначала отпустили, ведь Сергеев вроде бы пытался оказать первую помощь. И лишь после того, как в дело вмешались неравнодушные жители дома и общественники, против него возбудили уголовное дело.

Несмотря на то, что в материалах дела множество фотографий, где видны синяки и кровоподтеки на лице и теле многодетной матери, следствие так и не нашло доказательств тому, что Дмитрий Сергеев преднамеренно совершил убийство жены. Хотя, по словам родных, он угрожал ей регулярно. Суд Златоуста приговорил подсудимого к трем годам колонии. Потерпевшие с решением суда остались недовольны.

Впрочем, немало случаев, когда даже активность и жалобы в полицию не спасали жертв насилия. Одним звонком или жалобой женщины не могут оградить себя от домашнего агрессора. Правовых норм, говорят юристы, с помощью которых можно воздействовать на мужа-тирана в нынешнем законодательстве вполне достаточно. Другой вопрос — насколько эффективно они реализуются на практике.

За избиение жен мужчины обычно проходят по статьям: побои и причинение легкого вреда здоровью. Но жертве этот самый вред еще нужно доказать.

Антон Цветков, председатель Экспертного совета по безопасности и взаимоотношениям граждан с правоохранительными ведомствами: «Правоохранительные органы, у них руки связаны, потому что законодательство стоит на стороне агрессора. Ему даже адвоката бесплатно выдают, а жертве нет. И надо менять эту систему».

Кроме того, после таких заявлений мужчину чаще всего отправляют под подписку о невыезде, поскольку статья не тяжелая. И он продолжает жить со своей жертвой в одних и тех же стенах, давит и требует, чтобы та забрала заявление, что, как правило, и происходит. Некоторые мужья-тираны изводят своих жертв годами, не боясь наказания. За побои со стороны близких людей, совершенные впервые и без причинения серьезного вреда здоровью, сейчас грозит административная ответственность, которая предусматривает лишь штраф, арест до пятнадцати суток или обязательные работы сроком до 120 часов. Если супруг-драчун снова поднимет руку — его ждет уже уголовное преследование. Но и тут самое страшное, что может произойти с домашним деспотом — арест на три месяца, а за причинение легкого вреда здоровью — четыре.

Такие меры административной и уголовной ответственности применяются в России с 2017 года, с момента вступления в силу закона о декриминализации побоев.

Читайте также