Только через экспертизу и ГИБДД: вступили в силу новые правила тюнинга

04.02.2021, 17:59

Видеосюжет: Алексей Квашенкин
Видео программы «Сегодня»

Для одних тюнинг — дань роскоши и престижу, для других — вопрос выживания. Правительство одним постановлением уравняло и тех, и других. Как теперь оформить изменения в конструкции любимой машины?

Российским автомобилистам подрезали крылья индивидуальности. Вступили в силу новые правила тюнинга. Официальное название этого постановления правительства, естественно, звучит по-другому, но все всё понимают. Установить газобаллонное оборудование, лебедку, в конце концов, занизить «Приору» станет сложнее. Экспертиза, согласование в ГИБДД и потом фиксация там же внесенных изменений.

Правила доработки автомобиля формально таковы: изменения должны быть согласованы с аккредитованным испытательным центром, внесены в особый реестр, заверены в ГИБДД. Процесс пока не слишком понятный. Самый большой опыт в легализации переделок у крупных тюнинг-ателье, где из просто дорогих машин делают совсем уж роскошные.

Александр Синдеев, генеральный директор тюнинг-ателье: «Мы устанавливаем новый задний узел, более комфортный, перешиваем полностью весь салон кожей, добавляем огромное количество опций, например, в перегородке устанавливаем большой 43-дюймовый монитор».

Доработанный автомобиль стоит от 16 до 18 миллионов рублей. Но даже при поддержке автопроизводителя и штата юристов у обеспеченных клиентов на согласование только одного типа авто уходит больше двух лет.

Александр Синдеев: «Пока мы все согласовывали, все менялось несколько раз, приходилось подстраиваться по ходу дела, под новые изменения и отстаивать какую-то свою позицию. К сожалению, отстаивать не получалось, приходится просто соглашаться с тем, что нам навязывают, и подстраиваться под эти реалии».

Постановление «Об утверждении правил внесения изменений в конструкцию колесных транспортных средств» вступило в силу, а вопросов даже у экспертов пока больше, чем ответов: где эти лаборатории, что за реестр и какие переделки вносить?

Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем»: «Это история не только вокруг пижонов или тех, кто тюнингует свои автомобили, она касается всех инвалидов, поскольку у нас практически не продаются машины, переделанные под инвалидов. Это касается тех, кто устанавливает газобаллонное оборудование, это коснется тех жителей отдаленных наших регионов, где погодные условия крайне сложные, где люди вынуждены, чтобы выжить, переделывать свои автомобили».

Максим Шириков, автовладелец: «Лебедка выручала много раз. Я стараюсь не лезть, куда не следует. Я ж не джипер и не охотник, который ездит по целине. Я ж езжу только по дорогам, по зимникам, но тем не менее без нее я бы не поехал».

Максим Шириков ездит по всей Якутии. Его суровый внедорожник подготовлен для экстрима: экспедиционный багажник, шноркель, стальной фаркоп, усиленные пороги, лебедка. Даже безобидно выглядящие участки скрывают не иллюзорную опасность, например, можно провалиться под лед. Обычно уровень реки ниже, можно провалиться так, что потом не откопаешь, а лебедка помогает и других вытащить. Но основное якутское ноу-хау — это дополнительное остекление.

Максим Шириков: «Двойные стекла устанавливают все, потому что без этого невозможна эксплуатация автомобиля в зимний период. Если не ставить двойные стекла зимой, в сильные холода просто замерзают стекла, ни черта не видать. То же касается и лобового стекла».

Проблема в том, всего в России испытательных центров насчитывается около двух десятков, а ближайший расположен за пару тысяч километров, если не дальше. Не наездишься.

Перед тюнингом нужно получить одобрение ГИБДД, установить все дополнительное оборудование, опять пройти техосмотр. Эти многочисленные нюансы осложняют жизнь водителя.

Но самое главное: инспектор на дороге решает, переделанная машина или нет. Вскоре у сотрудников ГИБДД появится право приостановить на 72 часа диагностическую карту и отправить владельца повторно проходить техосмотр. При этом компетентность сотрудников вызывает сомнения.

Павел Фёдоров, автожурналист: «На самом деле я считаю, что инспектору знать все это досконально необязательно. У него должны быть средства, чтобы понять, что он видит перед собой».

Для примера можно взять российский внедорожник со всеми сертификатами. Автожурналист Павел Фёдоров на подобной машине долго убеждал инспектора, что она такая вышла с завода.

Павел Фёдоров: «Человек присаживался на корточки, смотрел подвеску, смотрел лебедку, делал кому-то звонки, подошел, ко мне вернулся: точно? Да, точно. Машине уже полтора года, продается официально, можете посмотреть. Второй вопрос меня добил: а на лебедку разрешение есть?»

Причем бумага о комплектации есть, но к машине она не прилагается. И ее еще надо найти на сайте Росреестра. Найти удалось.

Павел Фёдоров: «Это замечательная история, ей бы еще подпись и печать. Это внедорожник, он ездит в грязи. Я должен возить одну бумажку, вторую, третью. Может энциклопедию автомобильную возить?»

Единый реестр, в который вносятся все изменения, уже работает как часть цифровой платформы, созданной совместно с Минэкономразвития, с 1 февраля.

Иван Пекшев, технологический предприниматель, автоэксперт: «В течение 2021 года планируется провести эксперимент, который должен показать, какие типы переоборудования делать дистанционно, а в каких случаях автомобиль возить в лабораторию».

Создано веб-приложение, с помощью которого можно отправить заявку на согласование дистанционно, сделав серию фотографий по шаблону.

Иван Пекшев: «Вид спереди, вид справа, вид сзади, моторный отсек, планируемое место установки комплекта, в нашем случае ГБО, и отправить все в испытательную лабораторию, после чего придет на смартфон подтверждение, что вы получили протокол на внесение изменения или нет. Все просто».

В программе участвуют уже более 2000 станций переоборудования, которые сами могут отправлять запрос и принимать одобрение на переделку. То есть легализовать тюнинг должно стать проще, но повлияет ли это на безопасность на дорогах?

Проанализировав статистику, эксперты отмечают что, из-за неисправности автомобиля происходит меньше 4% серьезных ДТП, причем большинство из них совсем не из-за тюнинга.

Максим Кадаков: «Если мы берем этот маленький кусочек, 90% всех аварий по причине неисправности ТС — это либо шины, либо тормоза. Самое главное: доля этих аварий не меняется, что бы мы ни предпринимали. Как бы мы ни усиливали, ни усложняли техосмотр, ни передавали от ГИБДД в страховую и обратно, ничего не меняется».

Согласно статистике, примерно четверть всех ДТП происходит из-за плохих дорог. Если бы эту проблему решали с таким же рвением, может, тогда и лебедки станут нужны только любителям внедорожного экстрима.

Связанные новости

Читайте также