Ушел символ эпохи: кем был для зрителей Валентин Гафт

12.12.2020, 16:38

Видеосюжет: Владимир Кобяков
Видео программы «Сегодня»

Умер Валентин Гафт. Ему было 85 лет. Соболезнования в связи с кончиной артиста выразил Владимир Путин. Одному из самых ярких киногероев Гафта принадлежит фраза «Многоликий вы наш» — в хорошем смысле это и про самого актера. Ему одинаково удавались порой прямо противоположные образы — храбрые гусары и ловкие хитрецы, отпетые преступники и рафинированные интеллигенты. Но во всем, что он делал — от актерства до едких эпиграмм, — неизменно присутствовали стиль и безмерная глубина таланта.

Для актера он поздно стал знаменитым, лишь в рассвете сил вступив в рассвет своей славы. В юности даже отец говорил ему: «Ну какой ты артист? Посмотри вот на Мишу Казакова, вот он — артист». Позднее о друге-сопернике Гафт, конечно напишет едкую эпиграмму.

Его первые эпизодические появления в кино и правда не делали его звездой первой величины. Но театральные работы обращали уже на себя внимание лучших режиссеров. Плучек, Эфрос, Гончаров зовут Гафта в свои спектакли 60-х годов. Но главное приглашение он примет в конце 60-х — от Олега Ефремова, в труппу «Современника». И этому театру Гафт уже не изменит никогда.

Всенародная же слава пришла к нему во второй половине 70-х. Участие в нескольких фильмах подряд делает уже зрелого театрального актера Гафта кинозвездой СССР, со всеми вытекающими последствиями в виде открыток с фотографиями в киосках «Союзпечать». Славу приносят ему почти эпизодические роли. Например, дворецкий в «Здравствуйте, я ваша тетя», товарищ Сатанеев в «Чародеях» и, конечно, председатель правления кооператива в рязановском «Гараже». Этот образ был так точен и созвучен восприятию зрителей позднесоветской реальности, что гафтовские интонации навсегда ушли в народ.

Светлана Немоляева, актриса: «Я должна вам сказать, что он, конечно, уникальный партнер. Его же многие боялись: как он среагирует, что скажет? А у меня с ним были изумительные отношения. И его работа со мной „Гараже“ — это было для меня просто счастье. Когда у тебя такой партнёр, и он так с тобой на одной волне, так работает, то и ты преображаешься, ты становишься лучше, интреснее. Валя был таким уникальным партнером».

Обаяние Гафта так соизмеряло его брутальность, что на его порой жесткие эпиграммы коллеги не обижались, цитировали как классику: «Везде играет одинаково актриса Лия Ахеджакова» или «Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джихарханян». И даже после «Россия, слышишь страшный зуд — три Михалковых по тебе ползут» младший Михалков, Никита с удовольствием приглашал Гафта в свои последние фильмы. Ведь он был как гусарский полковник из фильма Рязанова — пусть грубоватый внешне, но добрый и мудрый.

Гафт был не только одним из символов театра «Современник», но и одним из символов эпохи, ведь он принадлежал к поколению артистов, которые были больше чем артисты — личности не бездумно несущие чужой текст в бездумные массы, а сами в себе несущие культуру и тем привлекавшие к себе миллионы зрителей.

Связанные новости

Читайте также