«Полная неоплата всего»: как белорусская оппозиция хочет ослабить экономику страны

20.09.2020, 19:49

Видеосюжет: Анатолий Майоров
Видео программы «Итоги недели»

Мишенью протестующих в Белоруссии стала экономика их собственной страны. Что нам ждать в ситуации, когда противников Александра Лукашенко приглашают в Брюссель — обсудить новые санкции?

Женский форум в «Минск-Арене» стал самым громким митингом в поддержку действующей белорусской власти и президента Александра Лукашенко лично. И не только потому, что в мире до сих пор не могут разгадать планы Лукашенко о перекрытии границ с Прибалтикой. Российские поп-исполнители теперь не понимают — за что изголодавшихся по выступлениям артистов обвиняют в политических гастролях. Первым под каток интернет-буллинга и травли попал Николай Басков, который спел на концерте лично. Затем пострадал Буйнов, Майданов и Филипп Киркоров. Они в Минск не приезжали, но снялись для клипа известного композитора из Белоруссии — обладателя госпремии и президентских подарочных часов.

Евгений Олейник, композитор, автор песни «Любимую не отдают»: «В самой песне нет ни слова о политике. Но знаете, как в психологии говорят, сложно поставить среди комнаты белого жирафа и говорить, что его там нет. Возможно, да. Но у нас, у авторов, это — личное отношение, личная поддержка».

И пускай о гонорарах толкуют только злые языки, разделенному протестами народу хватило фразы из припева «Любимую не отдают», которой в Белоруссии уже давно прочертили зримую границу — кто против власти, а кто наоборот — виновен и должен пострадать.

Дмитрий Синявский, старший преподаватель факультета журналистики БГУ: «Есть которые наиболее радикальны, которые угрожают там убийством, пытками и так далее».

Преподаватель БГУ, не поддержавший студенческий протест, тщетно пытается призвать оппонентов к миру. Владелец магазина в Минске, чистивший забор от бело-красно-белых лент, стал врагом в дворовом чате. Получил угрозы и коммерческий бойкот.

Андрей Зданович, бизнесмен: «Протесты катастрофически сказываются на выручке и товарообороте. Безусловно, это коснулось всех магазинов. Очень многие павильоны просто съехали. Просто они не в состоянии оплачивать аренду».

В торговом центре — десятки пустующих витрин, о которых оппозиция уже прямо говорит как о своей победе. Обрушить экономику — новая, хоть и призрачная цель.

Инна Добротвор, политический активист: «Все это накопившееся несогласие, оно вылилось в то, что мы действительно отказываемся оплачивать сейчас коммунальные услуги… И в домовых чатах активно обсуждается. Как инструмент мирной борьбы — именно неоплата, полная неоплата всего».

Неоплата налогов, штрафов и проезда в транспорте, срочное закрытие счетов. Нацбанк уже фиксирует рекордный за 17 лет отток валюты. На поддержку курса белорусского рубля только в августе уже потрачено 15 процентов золотовалютного резерва. Оппозиция в изгнании и лично Тихановская уже поспешили заявить — новые российские кредиты они отдавать не будут. А потому нужно будет получить от Европы 4 миллиарда долларов — на восстановление белорусской экономики, которую сами же разрушат. Даже оппозиционеры с опытом задумались: как бы об этом Тихановской дипломатично намекнуть.

Станислав Шушкевич, председатель Верховного совета Республики Беларусь в 1991–1994 гг: «Я не хочу обидеть Тихановскую. Замечательная женщина, просто женщина — герой. Думаю, что руководить ей государством непросто было бы».

Председатель Верховного Совета Беларуси в 1991-ом, подписант беловежских соглашений Станислав Шушкевич, а сейчас — садовод со стажем, предложил свою программу действий и короткий путь в Европу. Лишение русского языка государственного статуса, вывод из Белоруссии российских баз, военный нейтралитет, которому мешают российско-белорусские учения. О натовских учениях по другую сторону границы Шушкевич рассуждать не стал.

На полувоенное положение столица Белоруссии переходит каждое воскресенье. Если марши оппозиции начинаются обычно в 14 часов, то уже с 9–10 утра основные площади в Минске оцеплены ОМОНом и внутренними войсками.

Протесты, от которых жизнь столицы замирает, Европа упорно называет допустимым методом борьбы. Да, силовики пытаются предугадать поведение колонн и первыми прочитать шпаргалки в соцсетях из Польши, но каждый раз протесты завершаются разгоном и громкими криками в эфир — такой вечный инфоповод для Европы и компании. Только за неделю был и новый санкционный список Тихановской, и проекты санкций, и ее прямые указания Кремлю, с кем надо разговаривать. Она обещает Лукашенко безопасность в случае ухода, он — катастрофу, если Запад не ослабит хватку. И вряд ли Лукашенко уже имел в виду проблемы, которые должны решить силовики.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также