«Волжский Титаник». Катастрофа десятилетия

12.07.2011, 21:05

Видео программы «Сегодня»

Гибель теплохода «Булгария»: что стало причиной трагедии, почему пассажиров на борту было больше нормы, а спасательных плотов — меньше? Почему проплывающие мимо баржи не остановились, чтобы помочь? «Роковой круиз» — специальный выпуск программы «ЧП. Расследования».

Первые сообщения про «Булгарию» появились примерно в 14:30 в воскресенье. 10 июля. Когда в сводках МЧС прошла короткая «молния» про затонувший пароход, молнии и буря на Волге уже стихли.

«Булгария» ушла под воду в одно мгновение, и об этом прежде всего рассказывали перепуганные первые спасенные пассажиры.

Пассажир: «Судно накренилось на правый бок и ушло на дно за три минуты… Никто ничего не понял. Выжить было почти невозможно, на борту было почти 200 человек».

Пассажир: «Ребенок прибежал, закричал, что корабль тонет — срочно надевайте спасательные жилеты. Мы быстро надели жилеты. И вдруг корабль полностью на бок перевернулся и в течение минуты наполнился водой, полностью. Нас просто выкинуло».

Пассажирка: «Нас спас ребенок. Мы были заживо погребены, мы не видели света — одна вода и солярка».

Следом пронеслась весть о большом числе детей на борту парохода. Гостями «Булгарии» были в основном семейные люди. Выжившие пассажиры наперебой рассказывали, как взрослые собрались на развлекательную программу, оставив детей под присмотром аниматоров. Почти 50 малышей и подростков оказались в ловушке — музыкальном салоне.

Пассажир: «Было очень много детей. Перед трагедией их отвели в детскую комнату, которая была на второй палубе. Боюсь, многие из них погибли».

И еще одна шокирующая новость от первых пострадавших, которых смыло с палуб в реку: мимо тонущих людей прошли и не остановились два судна. На трех аварийных шлюпках «Булгарии» разместились 79 человек, которые долгое время кричали, махали руками и молили о спасении.

Со слов потерпевших, баржа просто проплыла рядом с аварийными плотами, а пассажиры другого судна фотографировали и снимали на видео тонущих — никто не потребовал остановить движение. Правда, как потом рассказали в МЧС, именно с этих судов спасателям поступил сигнал — «люди за бортом!»

Пассажир: «Мы пробыли в воде на плоту около 1,5–2 часов. За это время мимо нас проплыли два судна — на борту одного значилось название „Волганефть“, второй шла баржа. Мы махали им, но они не остановились. Нас спасла лишь „Арабелла“»

Капитан «Арабеллы» позже рассказал СМИ, что слышал какие-то разговоры тревожного тона по внутренней связи, но разобрать слова четко не смог. Стал запрашивать информацию, потому что «Арабелла» плыла следом, передает его слова газета «Республика Татарстан». Именно он принял решение принять на борт пострадавших, довести их до ближайшего порта, а потом помогать спасателям, предоставив судно для плавучего штаба МЧС.

Роман Лизалин, капитан круизного лайнера «Арабелла»: «Я подумал, что это рыбацкая лодка перевернулась или какая-то шлюпка, но мысли о таком масштабном крушении „Булгарии“ не было. Мы прибавили ход. Подъезжая туда, мы увидели страшную картину».

На борту «Булгарии» работал хороший знакомый капитана Лизалина — второй штурман Владимир Иванович Назаров. Пока он числится пропавшим без вести.

Сколько именно на борту «Булгарии» было человек, выясняли почти сутки. Сначала говорили о 140 пассажирах и 33 членах команды, потом сводки начали сильно разниться — сообщалось о неких «неустановленных лицах» и «неучтенных гражданах». Как выяснилось позже, таких набралось аж 25 человек: на сайте турфирмы, которая продавала путевки на «Булгарию», было написано: билет можно купить прямо на палубе.

В итоге выяснилось: на теплоходе путешествовали 208 человек. Это притом что, по нормам безопасности, пустить на борт можно было только 140 человек. Нарушений было столько, что казалось — это не туристический лайнер, а игра в кораблики.

На перевозку пассажиров у субарендатора не было лицензии, из порта «Булгария» вышла в неисправном состоянии — отказал левый двигатель, пароход дал правый крен в 3 градуса, по правому же борту находился и запас технической воды. Туристический лайнер пошел на дно как раз правой стороной. Порыв бокового ветра, волна, открытые из-за духоты (в теплоходе не было кондиционеров) иллюминаторы — и вот «Булгария» уже на дне.

Как рассказал один из пассажиров трагедии, теплоход утонул в самый разгар веселья — звучала музыка, гости танцевали, выпивали и закусывали.

Пассажир: «До самого последнего момента в каюте играла музыкальная пьеса, никаких сигналов SOS не было. Я почувствовал неладное, когда уровень воды в графине буквально встал».

Спустя двое суток водолазы все еще достают тела людей из трюмов затонувшей «Булгарии». Спасатели наконец добрались и до детской комнаты, где захлебнулись полсотни детей — это было сделать сложнее всего. Как говорят специалисты, теплоход постепенно заносит илом, крутит подводным течением, а видимость затрудняет растекшийся мазут.

Как только из «Булгарии» достанут последнего погибшего, теплоход будут готовить к подъему со дна Волги. Займутся этим питерские специалисты, которые больше 10 лет назад поднимали со дна Баренцева моря подводную лодку «Курск».

«Булгария», потопившая более сотни пассажиров, снова увидит свет 16 июля 2011 года.

Связанные новости

Читайте также