Коллективный иммунитет или жесткий карантин: какая модель борьбы с коронавирусом лучше

06.04.2020, 20:51

Видеосюжет: Владимир Кобяков
Видео программы «Сегодня»

Отказаться от жестких карантинных мер решила Швеция. На сегодняшний день там заражены коронавирусом уже больше семи тысяч человек, 477 — скончались. Там по-прежнему открыты все социальные учреждения, бары и кинотеатры. Хотя, например, в Японии, где число заразившиеся в два раза меньше, даже готовятся ввести чрезвычайное положение.

На Швецию во всей Европе смотрят с интересом. И это единственная страна Евросоюза, которая не ввела элементы строгого карантина и продолжает проверять модель «общественного иммунитета».

Но издания ближайших политических союзников — англичан — о продолжающемся шведском эксперименте уже пишут с некоторой неприязнью. Например, огромная статья британской Daily Mail называется «Премьер-министр Швеции призывает граждан быть готовыми к тысячам смертей». Пока по статистике там менее пятисот летальных случаев. В этой же статье подзаголовок — «2000 экспертов критикуют Швецию за несерьезное отношение к пандемии».

Одна из самых популярных тем в шведской прессе — конфликт между крупными городами и остальными территориями. Обычных стокгольмцев не хотят сейчас видеть в шведских провинциях. Внутри страны отдельные регионы выступают за ограничение передвижения ввиду разных медицинских возможностей своих территорий.

И все-таки все больше стран склоняются к жестким мерам. В Великобритании, например, долго пытались обойтись лишь призывами к социальному дистанцированию. Страна отказалась от стратегии «общественного иммунитета» ровно две недели назад, там были введены меры карантина и ограничений. Но сейчас британцы вышли уже на третье место в мире по количеству коронавирусных смертей за сутки.

В российских регионах вводят ряд новых ограничительных мер. С сегодняшнего дня, например, власти Красноярского края, Иркутской и Томской областей обязали всех пребывающих из Москвы и Санкт-Петербурга либо самоизолироваться (если есть жилплощадь в этих регионах), либо отправиться на две недели в обсерваторы. То есть границы регионов формально не закрыты, но люди, пребывающие из двух столиц, явно вызывают у местных опасения.

Исследователи Института передачи информации РАН и Сколтеха опубликовали научную работу, где моделировали ситуацию в разных российских регионах о глубине прочности и запаса систем здравоохранения в наших субъектах при негативных сценариях. Учитывали и плотность населения, и высок ли процент пожилых людей в регионе, и количество реанимационных возможностей. Региональные власти должны иметь в виду и эти сценарии в случае плохо контролируемой вспышки и корректировать свои действия.

Так, в случае вспышки коронавируса на один аппарат ИВЛ в Ханты-Мансийске будет семь тяжелых пациентов за весь период эпидемии — это один из самых лучших показателей в Европе. Но, например, в Дагестане — 83 — это потенциально громадная нагрузка на весь период эпидемии. Такой показатель во многом из-за большого количества долгожителей, там средний возраст в некоторых районах очень схож с городками на севере Италии.

И это надо учитывать региональным властям при разработке мер ограничения. Так что одинаковые ограничительные меры для всех регионов, похоже, не подходят ни России, ни Швеции.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также