Из Финляндии на всех парах

26.05.2011, 18:00

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербург прибыли участники водного парада, который пройдет в День города.

В Петербург прибыли участники водного парада, который пройдет в День города. Больше десяти старинных финских пароходов, несмотря на почтенный возраст, дошли до Северной столицы самостоятельно. Хотя для многих из них, приспособленных в основном для небольших рек, это путешествие стало настоящим испытанием на прочность.

На одном из них рискнул и отправился в путь корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв.

Несмотря на задорные гудки других пароходов, «Хурма» — с финского это «Восхитительный» — из Выборга уходила нехотя. 109 лет назад судно здесь построили, и в родном городе оно с тех пор оказалось впервые.

Немолодые для морских переходов «Энсо» и «Антеро» вообще сцеплены друг с другом. Так проще бороться с волнами. Зато самый старый корабль — 122-летний «Ансио», чей рекорд скорости и сегодня не побит, легкий шторм только раззадоривал. Как и экипажи кораблей, решившие во что бы то ни стало привести в Петербург старинные пароходы.

Тулла Вайникка, член экипажа парохода «Венно»: «Этот пароход оригинально возил дрова из Финляндии в Петербург больше 100 лет назад. После революции „Венно“ никогда не бывал в Петербурге. Это первый раз, это исторический рейс».

Если гигантский «Венно» доставлял в Петербург дрова, то изящный «Сайма» — пассажиров, требовавших особо деликатного отношения. На рыбалку в Финляндию он возил семью Николая II. В салоне по-прежнему царская роскошь. Не менее удивительна и техническая составляющая: паровой двигатель исправно работает уже 118 лет.

Юкка Вяйсянен, капитан парохода «Сайма»: «Людей изумляет, что до сих пор для нагревания бойлеров используются дрова. Старинная паровая машина. Все поражаются, что это до сих пор работает».

По крайней мере, для одного парохода поход в Петербург — это возвращение. Возвращение к тем местам, где провел большую часть жизни. Ледокол «Турсо» на протяжении 60 лет назывался «Тайфун» и служил в Ленинграде, а потом Петербурге для ледовой проводки судов по Неве. Некоторые детали до сих пор напоминают об этом. Например, клапан приема, на котором написано по-русски.

Самый большой и мощный пароход флотилии «Турсо» весь переход до Петербурга шел первым. В отличие от остальных кораблей, топливом для него служит уголь, а не дрова.

Вилле Каро, кочегар парохода «Турсо»: «Я закидывают пять-десять лопат в течение десяти минут. А потом заново. На отдых получается минута-две».

Экипажам остальных пароходов регулярно приходилось делать остановки, чтобы пополнить запас поленьев. Неудивительно, учитывая, что за час в топках каждого судна сгорает около кубометра дров.

В Петербург неторопливые старинные пароходы пришли поздно вечером, спустя четыре дня после начала перехода. Возвестив о себе громкими гудками, пришвартовались у набережной Лейтенанта Шмидта. На зависть ледоколу «Красин». Легендарный советский пароход больше десяти лет на приколе.

Читайте также