Без срока давности: как судят престарелых нацистов

23.02.2020, 20:07

Видеосюжет: Владимир Кондратьев
Видео программы «Сегодня»

Через 75 лет после окончания Войны осталось не так уж много нацистов. Им много лет, и многие из них были всего лишь второстепенными исполнителями, но преступления нацизма не имеют срока давности. В Германии работает Центр по расследованию нацистских преступлений, который вычисляет и находит пособников Третьего Рейха по всему миру.

В архиве ведомства собраны все материалы и дела, которые ведутся с момента создания организации в 1958 году.

Томас Вилль, руководитель Центра по расследованию нацистских преступлений: «В центре нашей работы стоит выявление преступлений, совершенных в концентрационных лагерях. После расследования дела Джона Демьянюка мы приняли решение более тщательно рассмотреть то, что творилось в лагерях смерти. Потому что в 60-х и 70-х годах охранников, как правило, оставляли без наказания. Их допрашивали только в качестве свидетелей, а выносили приговоры в основном тем, кто занимал руководящие посты».

В обширной картотеке ведомства заведены карточки на 700 тысяч человек, самих преступников и свидетелей. Среди них и карточка Джона (Ивана) Демьянюка. Именно центр в Людвигсбурге выяснил, что в 1943 году бывший красноармеец Демьянюк служил охранником в концлагере Собибор, где погибло 29 тысяч евреев. По запросу немецкой прокуратуры Демьянюка депортировали в Мюнхен, где в возрасте 91 года он был приговорен к пятилетнему тюремному заключению. Срок не отсидел, поскольку год спустя скончался.

Почему привлекаются к ответственности столь престарелые люди? Так называемый бухгалтер Освенцима Оскар Грёнинг был осужден в 94 года, его приговорили к 4 годам тюрьмы, но еще до вступления приговора в силу Гренинг умер. А сейчас немецкая и мировая общественность внимательно следит за судебным процессом в Гамбурге в отношении 93-летнего Бруно Дэя, бывшего охранника концлагеря Штутгоф. Состояние здоровья позволяет ему участвовать в судебных заседаниях. Будет ли он находиться в тюрьме, если суд его осудит, сказать трудно, но в любом случае само возбуждение дела означает для Бруно Дэя полный жизненный крах. Он сам заявил, что не так представлял себе последние свои годы.

Томас Вилль, руководитель Центра по расследованию нацистских преступлений: «По немецкому законодательству срока давности за преднамеренное убийство не существует. После войны он составлял 20 лет, в 1969-м его продлили на 10 лет, до 30 лет, а в 1979 году вообще отменили. Эта та основа, на которой строится наша работа».

Возникает законный вопрос — что будет с ведомством, когда скончается последний нацистский преступник. Конечно, ведомство будет закрыто. Но нельзя закрыть историческую память, и в Германии будут по-прежнему наказывать тех, кто будет стремиться оправдать нацистские преступления.

Читайте также