Боги высшего пилотажа

06.05.2011, 16:21

Видеосюжет: Евгений Голованов
Видео программы «Сегодня»

На крыло «Стрижи» стали 6 мая 91-го на авиационном показе. Их крестным, можно сказать, отцом стал легендарный истребитель Второй мировой Иван Кожедуб.

Группа «Стрижи» отмечает сегодня свое двадцатилетие. На крыло они стали 6 мая 91-го на авиационном показе. Их крестным, можно сказать, отцом стал легендарный истребитель Второй мировой Иван Кожедуб, который вручил им первые награды.

Корреспондент НТВ Евгений Голованов наблюдает за полетами в Кубинке.

У них, как у настоящих асов, даже в свой день рождения «первым делом — самолеты». 20-летний юбилей летчики пилотажной группы «Стрижи» встречают не за праздничным столом, а за штурвалами своих МиГ-29. О каком застолье может идти речь, если они следят за фигурами, фигурами высшего пилотажа.

Таких фигур в арсенале «Стрижей» несколько десятков, и все — с говорящими названиями: «Пирамида», «Молот», «Конверт», «Стрела», «Крест». Но сегодня пилоты решили показать не только их, но и новые элементы. Впервые самолеты не просто идут боевым порядком, а перестраиваются, меняются местами. А ведь расстояние между ними всего несколько метров, да и скорость больше тысячи километров в час. Перегрузки для пилота вообще запредельные.

Сергей Васильев, в 2001–2005 гг. — старший летчик пилотажной группы «Стрижи»: «Сложность как раз в перегрузках. Именно в том, что при испытывании перегрузок в полете летчик ощущает физические усилия. Ему тяжело ручку и руль двигать, то есть руку не поднимешь, потому что она очень тяжелая — в пять, в семь, в девять раз тяжелее, чем в нормальном состоянии».

Вообще освоение группового пилотажа на истребителях МиГ-29 началось еще в 80-х годах прошлого века. Но официально датой рождения пилотажной группы «Стрижи» считается именно 6 мая 1991 года. Тогда группа впервые выступила, что называется, на публике, на самолетах со своей фирменной оригинальной раскраской. Изначально она была бело-голубых тонов, а спустя несколько лет их раскрасили в цвета российского триколора.

По всем законам военного искусства, это демаскирующая расцветка. Но у «Стрижей» искусство несколько иного плана. Их задача — поражать не объекты противника, а сердца зрителей. Правда, цвет фюзеляжа — это единственное, что отличает эти МиГи от настоящих фронтовых истребителей. Хоть сейчас заряжай и — в бой. Причем наши летчики — единственные в мире, кто выполняет фигуры высшего пилотажа на самолетах серийного производства.

Также на фронтовых истребителях, только намного тяжелее — Су-27, летают и коллеги-соратники «Стрижей», «Русские Витязи». К слову сказать, они сами буквально месяц назад отметили свой 20-летний юбилей и сегодня участвуют в авиашоу. Только знаменитый «большой ромб», или, как его еще называют, «большую девятку», сегодня показать помешала погода: ветер и низкая облачность.

Посетитель авиашоу: «Я считаю, что „Стрижи“ и „Витязи“ — самые лучшие. „Стрижи“ особенно, потому что самолет весит очень много, 27 тонн, это очень тяжело. Американские „Голубые ангелы“ намного легче. А чем легче самолет, тем легче выполнять все. То, что показывают „Витязи“ и „Стрижи“, не может повторить никто».

За всем происходящим в небе с земли наблюдают тысячи зрителей. Многие приехали в Кубинку целыми семьями. Когда мимо с ревом пролетают истребители, дети прикрывают уши, а особо впечатлительные женщины — глаза.

Посетительница авиашоу: «Очень здорово. На самом деле, гордость испытываешь за то, что делают ребята. Молодцы!»

После того как «Стрижи» отлетают, спустятся с небес на землю и пообщаются с гостями праздника, на летном поле начнется мотошоу, а затем рок-концерт. Как обещают организаторы, на сцену выйдут и споют не только известные рок-музыканты, но и сами юбиляры — пилоты-стрижи. Что называется, с корабля (точнее, с самолета) — на бал.

Читайте также