Пластилиновая армия

16.03.2011, 19:21

Видео программы «Сегодня»

В квартире москвички Екатерины Киселёвой сошлись армии нескольких стран и эпох.

Сегодня в квартире москвички Екатерины Киселёвой сошлись армии нескольких стран и эпох. Две тысячи стойких пластилиновых солдатиков размером чуть больше наперстка в течение 30 лет лепил Катин отец Сергей, которого не стало в прошлом году.

Изучая книги о войне, энциклопедии и архивные документы, он создавал фигурки в точном соответствии с оригиналом. Даже мельчайшие детали вроде дизайна застежек и пуговиц сверялись с первоисточником.

Все это войско ни разу не покидало дома создателя, и вот теперь его дочь надеется, что пластилиновыми армиями заинтересуются серьезные музеи и коллекционеры. По свидетельству корреспондента НТВ Егора Колыванова, посмотреть действительно есть на что.

Удивительная для такого размера тщательность. Миниатюрный солдатик одет строго по уставу. И таких в небольшой двушке на окраине Москвы расквартирован целый полк.

Корреспондент: «Сколько всего солдатиков?»
Екатерина Киселёва: «Около двух тысяч. В основном это русские, Бородино, 1812 год».

Эту коллекцию на протяжении всей жизни делал Сергей Киселёв. В прошлом году он скоропостижно скончался. С тех пор армию возглавила его дочь Екатерина.

Корреспондент: «Сколько лет Ваш отец этим занимался?»
Екатерина Киселёва: «Лет с 15, а умер в 46, то есть 31 год».
Корреспондент: «А сколько времени у Вашего отца занимало это увлечение, все свободное время?»
Екатерина Киселёва: « Нет, он успевал заниматься дачей, заниматься мной, пока я была маленькой».

Люди, лошади, оружие — все это сделано из обычного пластилина. Инструменты тоже не сложные. А вот научная работа — несколько стеллажей с исторической литературой.

Екатерина Киселёва: «В папочках все, в два ряда».

Несмотря на хрупкость, а точнее на гибкость материала, пластилиновый солдатик демонстрирует стойкость, достойную оловянного.

Оружие, головные уборыи даже количество пуговиц — здесь все имеет значение. Сергей Киселёв стремился не только к исторической точности, но и психологической правдоподобности. Например, один солдатик испуган, потому что он новобранец. А о том, что он новобранец, можно догадаться по самому простому — серому цвету его формы.

Сотрудник Бородинского военно-исторического музея специально приехал рассмотреть солдатиков более пристально.

Сергей Прищепа, старший научный сотрудник Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника: «Точность деталей приводит в изумление. А это — поздний вариант французской формы, когда брюки носили навыпуск и гетры короткие, которые были под панталонами, а не сверху».

Екатерина хочет организовать выставку пластилиновых солдатиков, а, может, даже не одну, благо экспонатов хватает. И бородинский музей — один из тех, кто проявил интерес к коллекции.

Екатерина Киселёва: «Всяко лучше, чем это все останется у меня дома, никому не известное, кроме меня одной. Я Слишком богато для меня одной».

Сергей Киселёв по профессии был литературным редактором, но в своем хобби достиг такого мастерства, что специалист по военной униформе с первого взгляда узнает полковую принадлежность солдатика и не может найти ни единой ошибки.

Сергей Прищепа, старший научный сотрудник Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника: «Это трубач кирасирского полка. А вот и великолепный строевой кирасир, правда он не в каске, а в фуражке. А ну, да, каска приторочена к седлу. Изучать — это одно, а вот сделать это все своими руками в таких мелких деталях — это, конечно, здорово. Жалко, что я не был с этим человеком знаком лично. Думаю, мы бы нашли общий язык».

Помимо желания показать коллекцию людям Екатериной движет и чисто практический интерес. Некоторым из солдатиков не один десяток лет, и со временем они все же понемногу деформируются. Екатерина надеется, что хранители музейных коллекций научат ее профессионально заботится о пластилиновой армии.

Читайте также