Что на самом деле добавляют в шампуни и как часто надо мыть волосы

27.10.2019, 14:59

Видео программы «НашПотребНадзор»

Шампуни с жемчугом, черной икрой, бриллиантами и несуществующими растениями: как производители и рекламщики обманывают покупателя? Эксперты программы «НашПотребНадзор» проверили обещания маркетологов. Что должно пугать в составе шампуня и можно ли облысеть от сульфатов?

Когда-то в продаже были шампуни только для одного типа волос — для грязных. Сейчас же видов шампуня на витринах больше, чем волос на голове. Конкуренция жесткая, маркетологи не скупятся на обещания. Одна известная компания выпустила уникальный «экошампунь с вулканической морошкой и диким черным кедром». Но таких растений ни в одном ботаническом справочнике нет. Или, например, укрепляющий шампунь с модной гиалуроновой кислотой. Ее молекулы просто не могут проникнуть в кожу из-за своего размера. Укрепляет она лишь благосостояние продавцов.

Сильно ли отличаются дорогие от дешевых?

В шампуне почти за 11,5 тысяч рублей ингредиенты из категории «дорого-богато». Например, янтарное масло. Но профессиональные врачи считают это спекуляцией.

Александр Третьяков, заведующий лабораторией Института органической химии: «Оно ни хорошее, ни плохое. Оно просто придает ему маркетинговую значимость».

Появляются такие шампуни из-за небывалой конкуренция на прилавках средств для волос. Нужно выделяться. Поэтому маркетологи «колдуют» над составом, не стесняясь заявлять химические ингредиенты, которые не работают. Например, шампунь с кератином. Да, это природный белок, уступающий в прочности лишь хитину в панцирях креветок и крабов. Но кератин в составе шампуня служит лишь приманкой, которая моментально смывается водой. Такого же эффекта стоит ждать и от шампуня с икрой или жемчугом. На волосах они бесполезны, как и бриллианты. Если верить рекламе, то бриллианты насыпали в шампунь за 170 рублей.

Николас Коро, член совета гильдии маркетологов: «Это высшая степень идиотизма. Вы представляете, что значит натереть голову бриллиантами? От кожи ничего не останется».

На упаковке самого дорогого шампуня указаны и полезные масла. Если перевести эти экзотические английские названия на русский язык, получится не так и дорого: масло крапивы, масло виноградной косточки, масло розмарина, масло лопуха. При этом, объясняют эксперты, основа у шампуня за 11 тысяч и за 170 рублей одинакова, иначе он просто не будет мыть. Эти основы для шампуней продаются, и купить их может каждый. Потому шампуней на прилавках так много. Нужно лишь придумать легенду получше и слоганы поярче. Не удивительно, что при проверке самый популярных в России шампуней специалисты экспертного центра Союза потребителей «Росконтроль» половину забраковали.

Анна Плахотник, ведущий специалист экспертного центра: «После их использования в течение 60 дней показатели структуры волос остались на том же уровне, что и до применения».

Щелочи

Может быть, своих денег стоят хотя бы профессиональные шампуни, которые так любят стилисты за то, что они отлично очищают волосы от грязи и жира? Но и врачи-трихологи, и химики-технологи предостерегают от излишней чистоплотности.

Дмитрий Зыков, кандидат технических наук, химик: «Добавляется любая щелочь. В некоторых случаях это может быть едкий натр — жесткая щелочь NaOH».

Это химикат второго класса опасности, вызывает ожоги на коже. В шампуне его концентрация, конечно, в сотни раз меньше опасной. Но едкий натр может легко вызвать сухость, зуд и выпадение волос. В составе шампуней едкий натр обозначается «содиум». И обращать внимание на эту щелочь в составе шампуня многие начинают только тогда, когда уже требуется помощь врача. Жаловаться на производителя бесполезно. Закон не требует указывать, насколько шампунь меняет кислотно-щелочной баланс кожи.

Опознать шампунь с опасным кислотно-щелочным балансом можно с помощью лакмусовой бумажки или теста для определения pH, который продается в аптеках. Если полоска становится темно-синей, значит людям с сухой кожей даже один раз такой шампунь применять нельзя.

Сульфаты

Врачи призывают не тратить деньги и на последний хит продаж — шампуни без сульфатов (SLS). Потому что сульфаты в шампунях есть всегда. Просто иногда их скрывают за другими названиями. Без сульфатов помыть голову просто не получится. И в шампуне за 11 тысяч тоже есть SLS.

Кристен Хюттнер, консультант по натуральной косметике: «Даже европейские производители эко- и биокосметики добавляют SLS в шампуни уже много лет. Я не понимаю, почему его боятся. Он не токсичный, не канцерогенный и безопасный для человека и экологии».

Как часто мыть волосы

Врачи говорят: куда опаснее могут быть так называемые натуральные шампуни. У продавцов должны быть декларации о безопасности продукции, их нужно требовать перед покупкой. Еще эксперты просят не забывать, что мыть голову каждый день не нужно, хотя эта привычка очень нравится косметическим фирмам.

Юлия Анаглате, врач-трихолог: «Вместе с загрязнениями мы смываем еще и защитную липидную мантию. Чтобы ее восстановить, организм начинает активно подключать сальные железы. Они начинают вырабатывать секрет, который мы на следующее же утро торопимся снова смыть».

А значит, если мыть голову реже, то скоро и волосы будут сохранять вид намного дольше. И реже придется их сушить. Эксперты программы «НашПотребНадзор» напоминают: шампунь это всего лишь мыло. Шампуни должны просто мыть, и не стоит эту их функцию переоценивать.

Читайте также