Шоу продолжается: чем выгоден Зеленскому обмен украинцев на украинцев

08.09.2019, 19:16

Видеосюжет: Инна Осипова
Видео программы «Итоги недели»

Вот происходит обмен заключенными. А что де-факто означает этот обмен? Что в Россию, в большинстве, выдают украинских граждан с востока Украины. Де-факто Россия принимает участников гражданской войны. Зеленский пользуется ситуацией, чтобы поймать всех на эмоциях. Для него это первое выполненное обещание. Он демонстрирует, что сделал интересы отдельного человека частью большой политики. Но что дальше, после всех эмоций?

Фотография перед трапом самолета. Улетая в Москву, журналист Кирилл Вышинский заявил, что намерен вернуться в Киев, чтобы доказать в суде свою невиновность. Его обвинили в госизмене только потому, что он занимался своими профессиональными обязанностями. На этой фотографии в российском посольстве все 35 политзаключенных, которых освободила Украина. Причем большинство из них — украинцы. То есть, Украина обменяла своих граждан на своих же. Только одни для них изменники, а другие — герои. Украинским морякам сразу по прилету вручили награды.

Освобожденных украинцев в аэропорту встречали родственники журналисты и президент Зеленский. Для него это первая политическая победа. Возвращение домой заключенных — одно из тех обещаний, которое стало знаковым для Зеленского. Он не раз показывал зарубежным коллегам браслеты на своей руке с именами моряков. Процесс обмена затянулся не на один месяц. И вот, наконец, произошел. Зеленский может снять браслеты. Для Украины это больше, чем обмен: это знак, что переговоры возможны. А самолет «Россия» в аэропорту Киева — как первая ласточка.

Владимир Зеленский, президент Украины: «Далее мы будем приближаться ко времени возвращения всех наших пленных. И продолжать уже в минском процессе разведение войск в два этапа, а потом уже прекращение огня и полное прекращение войны».

Пётр Порошенко тут же написал о своей причастности к обмену. И не поспоришь ведь: без его участия не было бы гражданской войны. Да и кто, как не он, отправил украинских моряков на провокацию в Керченском проливе. Но обмен состоялся, несмотря на противодействие как внутриполитической элиты Украины, так и на улицах Киева.

Против переговоров с Россией выступают националисты. Они по-прежнему пытаются диктовать свои порядки. Вместе с раскольниками продолжают захваты храмов канонической церкви. В Ровенской области на этой неделе при попытке захвата православного храма пострадало 11 человек. А в селе Рясники «Правый сектор» (запрещен в РФ) вместе с главой поселения пытался захватить церковь. Прихожане там теперь дежурят и днем и ночью, охраняют свой приход. Из оружия у них только молитва.

Верующие просят защиты у президента. Но он предпочитает держаться в стороне от церковного конфликта. С одной стороны, новая власть не поддерживает националистов официально: президент даже наложил вето на закон о госфинансировании бандеровских скаутов. А с другой — Зеленский не мешает радикалам зажигать на улицах и на фестивалях под лозунги УПА (запрещена в РФ).

Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии: «Они очень сильны по-прежнему. Они существуют и в политическом классе, и в чиновничьей среде, и на улице. У них есть оружие и он их опасается. Мы не понимаем, он хочет их сделать своими союзниками? Из этого ничего не получится».

Интересы Зеленского и националистов совпали в борьбе против депутатов оппозиции во главе с Медведчуком и против телеканала NewsOne, того самого канала, который пытался провести телемост с Россией. Журналисты, которые выстояли при режиме Порошенко, теперь защищаются уже от новой власти. Нацсовет Украины по телевидению и радиовещанию обвинил канал в разжигании межрелигиозной и национальной ненависти и предложил забрать лицензию. Радикалы поддержали. Заодно заткнули рот депутатам: выступали на русском языке.

На фоне новой зачистки политического поля отмена депутатской неприкосновенности выглядит уже не как дань демократии. Закон играет не только на популярность Зеленского. Для него это еще и необходимость для контроля за депутатами Верховной рады. Она хоть и состоит сегодня в основном из президентской партии «Слуга народа», но называть их людьми президента нельзя. У него не было своей команды, подбирали этих «слуг» второпях, и еще неизвестно, как они себя покажут.

А пока Рада голосует за все проекты Зеленского. Столько власти не было ни у одного президента Украины. Вопрос: как Зеленский использует эту власть?

Новое правительство выступает за открытие рынка земли, то есть, за продажу, что было запрещено даже при Порошенко. Кроме того, хотят разрешить приватизацию национальных банков, железной дороги и почты. Передел рынка земли начнут в декабре. А пока идет передел власти. Новое правительство уволило мэра Киева Кличко. Спета песня и другого яркого политика времен Порошенко — Олега Ляшко, который не прошел в новую Раду и дает теперь концерты в соцсетях.

На Украине сейчас политическое межсезонье. Старые политики ушли, новые только въехали в коридоры власти: исключительно на волне популярности Зеленского. В глазах украинцев, которые голосовали за него и перезагрузку власти, теперь только он в ответе за всех.

Читайте также