Трамп поссорился с участниками саммита G7 из-за России

26.08.2019, 10:31

Видеосюжет: Вадим Глускер (Вадим Глускер)
Видео программы «Сегодня»

Замешательства, разногласия, ссоры — такие слова в заголовках газет соседствуют с «большой семеркой». Саммит, который сегодня закрывается во французском Биаррице, поражает спорными и даже скандальными моментами. Газета The Guardian сообщает, что Дональд Трамп умудрился поссориться с остальными членами клуба из-за Москвы. Другие журналисты гадают, а знал ли американский президент о приезде своего антагониста — главы иранского МИДа Джавада Зарифа?

Саммиты «большой семерки» славятся отсутствием итоговых документов. Если на двустороннем уровне договориться еще как-то можно, то с этим сложнее, когда речь идет о консолидированной позиции всех семи государств. Накануне не успели выпустить коммюнике о том, что лидеры G7 договорились о совместной коммуникации по иранскому досье, чтобы избежать эскалации в регионе, и якобы именно президенту Франции Макрону поручено выступить главным переговорщиком с Тегераном, — как тут же Дональд Трамп заявляет, что ничего подобного в помине не было и он лично не давал никакого мандата Макрону выступать от имени «большой семерки». И президент Франции якобы дает обратный ход.

Эммануэль Макрон, президент Франции: «Мы вчера провели переговоры по Ирану. Во-первых, никто из членов G7 не хочет, чтобы Иран имел ядерное оружие. Во-вторых, все члены G7 глубоко привержены стабильности и миру в регионе. Но „большая семерка“ — это неформальный клуб, нет официального мандата, который был бы дан в его рамках тому или другому. Мы договорились вчера, что будем продолжать действовать каждый в своей роли».

А роль все-таки, как выясняется, особая. Неожиданно на саммит в Биарритц прилетел министр иностранных дел Ирана. Президент Трамп в недоумении, как, впрочем, и остальные лидеры семерки. Джавад Зариф провел 4-часовые переговоры с французскими официальными лицами и полчаса лично общался с Макроном.

Иран просит разрешение на экспорт нефти не менее 700 тысяч баррелей в сутки в случае, если Запад продолжит вести переговоры с Тегераном, не собираясь при этом обсуждать свое право на обогащение урана и программу по совершенствованию баллистических ракет. Просто какой-то плевок в сторону Вашингтона. А ведь известно, как Трамп не хотел ехать в Биарриц и как его помощники сумели включить в воскресное заседание тему мировой экономики, на котором он «мог бы похвастаться экономикой США перед лидерами стран, где рост замедляется».

Отсюда и безумное заискивание перед американским президентом со стороны, например, Бориса Джонсона, которому сейчас необходимо выстраивать особые отношения с Соединенными Штатами после того, как 31 октября Великобритания покинет Евросоюз.

Дональд Трамп, президент США: «У нашей страны все отлично получается. Мне все вчера говорили, что пытаются повторить нашу формулу успеха. Так что дела у США идут очень хорошо, остались некоторые ужасные торговые сделки, но я это исправляю. Самая большой проблемой на сегодняшний день является Китай».

Борис Джонсон, премьер-министр Великобритании: «Есть возможность заключить крупную сделку о свободной торговле с Соединенными Штатами. Президент Дональд Трамп и я очень оптимистично настроены в этом отношении. США хотят сделать это в течение года, и я хотел бы того же, но это очень короткий срок».

Сегодня на саммите главной темой станет Китай, а накануне еще продолжились дискуссии по поводу возможного возвращения Москвы в G7 или G8. Сначала это предложил сделать Эммануэль Макрон, затем идею пригласить Россию на следующую «большую восьмерку» в США озвучил Дональд Трамп.

Дональд Трамп: «У нас в G7 есть ряд людей, которые хотели бы, чтобы Россия вернулась. Я считаю, что это было бы полезно для решения многих текущих мировых проблем и носило бы позитивный характер. Некоторые лидеры стран G7 согласны со мной по этому вопросу, но тема все еще обсуждается. Буквально вчера вечером мы разговаривали о том, хотим ли мы пригласить Россию в группу или нет. Одни поддерживают мою точку зрения, а другие сомневаются».

Какие страны готовы поддержать Дональда Трампа и вернуться к формату «большой восьмерки»? Это Франция, Япония и Италия. Великобритания жестко против, вспоминая дело Скрипалей. Пока против и Германия. Берлин это увязывает с реализацией минских соглашений. В Биаррице Ангела Меркель объявила, что и в этом вопросе в самое ближайшее время может быть достигнут прогресс.

Ангела Меркель, канцлер Германии: «Мы, Франция и Германия, подчеркнули, что хотим очень скоро устроить саммит с российским и украинским президентами. Мы давно говорили о том, что, поскольку предыдущая встреча проходила в Берлине, то эта пройдет в Париже. Мы обсуждали тему России и Украины, были разные мнения. Я от имени Германии ясно дала понять, что мы нуждаемся в прогрессе в реализации Минска, чтобы снова запустить переговоры об участии России в формате G7».

Самое интересное: несмотря на отсутствие каких-то конкретных итоговых деклараций, кроме дежурных общих заявлений о том, что необходимо финансово помочь африканским странам или сделать все, чтобы остановить пожары в амазонских лесах, лидеры «большой семерки», несмотря на все существующие разногласия вокруг участия России в следующем саммите, выдают отдельное коммюнике, в котором призывают усилить координацию и сотрудничество с Россией по всем глобальным вопросам. Такого на предыдущих саммитах G7 после того, как Россия вынуждена была покинуть этот клуб, еще не было.

Связанные новости

Читайте также