Судьба Нотр-Дама: почему меценаты не дают обещанные на восстановление деньги

30.07.2019, 17:15

Видеосюжет: Вадим Глускер (Вадим Глускер)
Видео программы «Сегодня»

В Париже представили проект временного собора, который могут возвести для верующих, пока идет реконструкция Нотр-Дама. Если власти французской столицы одобрят план, то уже через полгода на площади на острове Сите вырастет современный павильон, в котором не только будут проходить богослужения, но и место для выставок и концертов найдется.

Однако сколько прихожанам придется довольствоваться такой заменой, сказать сейчас не берется никто. В апреле, после того, как сгорела крыша собора Парижской Богоматери, богатейшие семьи Франции заявили, что выделят баснословные суммы на восстановление одного из символов страны.

Нотр-Дам никогда не был произведением искусства. Это в первую очередь миф, икона, символ единения нации. Поэтому уже в первые часы после пожара в спешно организованный фонд потекли деньги. Буквально за несколько дней только пожертвования простых граждан, причем со всего мира, составили 30 миллионов евро. Бизнесмены, меценаты и корпорации выделили больше миллиарда. Об этом с придыханием и пафосом говорила вся мировая пресса. Однако спустя 3 месяца после пожара выясняется, что речь шла исключительно об обещаниях. На практике все оказалось совсем иначе.

Бизнесмен Франсуа Пино обещал 100 миллионов евро, столько же планировала выделить Франсуаза Беттанкур, наследница империи «Лореаль». А Бернар Арно, владелец империи LVMH, обещал Нотр-Даму 200 миллионов.

Патрик Шовэ, ректор Нотр-Дама: «Все обещания помощи составляли 850 миллионов. Сегодня у нас лишь 10%, то есть мы располагаем 85 миллионами евро. Самое большое предложение было от господина Арно, он обещал 200 миллионов евро. Но пока это только обещание. Мы должны подписать с ним специальное соглашение».

Это такая американская модель пожертвований. Когда предприниматель точно знает, на что именно идут именно его деньги. В этом же случае финансовая прозрачность позволяет легче отчитываться перед налоговыми органами. И вот здесь начинается самое интересное. Известно, что пожертвования облагаются минимальным налогом, более того, сразу после пожара президент Макрон предложил, что со взносов на Нотр-Дам меценаты заплатят лишь 10%. Тут же поднялся крик: все эти миллиардеры занимаются не столько благотворительностью, сколько оптимизацией. От своей идеи Макрон тут же отказался. Тут же уменьшились и пожертвования.

Ну а что же сейчас? Первую часть полученных денег — 23 миллиона евро — руководство собора пустило на укрепление безопасности уцелевшей конструкции. К январю должны посчитать реальную стоимость конкретных работ. Надо восстанавливать крышу, своды. Надо оценить состояние каменных и деревянных конструкций и только потом приступать к исчезнувшему под огнем шпилю.

Новости по теме

Читайте также