В Минздраве объяснили суть новых правил реабилитации больных

16.04.2019, 14:01

Видеосюжет: Михаил Плахотник
Видео программы «Сегодня»

В России на общественное обсуждение вынесли новые правила реабилитации больных. Наибольший спор возник вокруг так называемого нулевого потенциала. Речь идет о больных, у которых надежды на выздоровление нет и которые могут рассчитывать только на паллиативную помощь. В зоне риска, по мнению многих, могут оказаться дети с ДЦП или взрослые с рассеянным склерозом.

Боковой амиотрофический склероз проявил себя лишь пару лет назад, рассказывает Камиль, муж Наили Биккуловой. Коварство заболевания в том, что все двигательные функции постепенно угасают. Говорить теперь она может, набирая текст глазами по букве с помощью датчика, получившиеся слова произносит компьютер.

Биккуловы — медики, претензий к коллегам у них нет, они сами прекрасно понимают, что заболевание Наили неизлечимое. Зато вопросы вызывают новые правила реабилитации. Так называемый нулевой или крайне низкий реабилитационный потенциал — один из тех пунктов, которые напугали общественников, а вслед за ними и пациентов.

Наталья Луговая, генеральный директор фонда «Живи сейчас»: «Без преувеличения это можно назвать катастрофой. Это значит, что из реабилитации исключаются полностью те пациенты, которые не могут выздороветь, для которых реабилитация — это поддерживающая история».

Простыми словами, нулевой потенциал — это когда медики признают, что излечение и прогресс невозможны. Но в Минздраве объясняют, это просто профессиональный термин.

Галина Иванова, главный специалист по медицинской реабилитации Минздрава РФ, председатель Союза реабилитологов: «Здравоохранение этим реабилитационным потенциалом должно расписаться в своих возможностях или невозможностях».

Главный специалист по медицинской реабилитации Минздрава объясняет, что есть случаи, когда медицина не может восстановить здоровье, но можно помочь приспособиться другими методами. И речь идет именно о медицинской реабилитации. Социальную, педагогическую и так далее никто не отменял, и это вовсе не отказ от инвалидов.

Галина Иванова: «Совершенно неправильно. Более того, именно у той категории пациентов, которая до сего момента была ограничена в помощи реабилитационной, эта возможность появляется. Вы находитесь в учреждении, где отделение специальное для этих пациентов открывается».

Отдельный проект порядка реабилитации есть и для детей. В Московской ассоциации родителей детей-инвалидов своих замечаний к документу набрали на 5 страниц.

Наталья Кудрявцева, юрист Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов: «Реабилитацию по хроническим заболеваниям, согласно этому проекту, они проходить не могут.

А еще родителей детей-инвалидов также пугает все тот же нулевой потенциал. Илья Любушкин, 10 лет, у него врожденная спинномозговая грыжа. Его мама считает, что теперь он не попадет в реабилитационную программу.

Татьяна Любушкина: „Получилось, что мой ребенок безнадежный. Реабилитационный потенциал или отсутствует, или совсем низкий“».

Главный детский реабилитолог уверяет, что документ Минздрава опять не так поняли. Чтобы больше не пугать родителей, понятие нулевого потенциала обещают убрать вовсе и вообще сделать правила более понятными для неспециалистов.

Татьяна Батышева, главный детский реабилитолог Минздрава РФ: «Спасибо родителям, которые подсказали нам, что какую-то терминологию надо уточнить, она не очень понятна была родителям, что мы, собственно, и сделали. И в новой редакции так все и произойдет».

Порядки реабилитации и для детей, и для взрослых пока повод для споров, но они нужны, уверяют специалисты, чтобы было ясно, как и кого лечить, ведь, например, понятия детской реабилитации до этого в вовсе не существовало. Но главное, обещают в Минздраве, документы неокончательные, следовательно, договориться все же будет можно.

Читайте также