Эфиопский Boeing могла погубить слишком умная автоматика

11.03.2019, 19:51

Видеосюжет: Светлана Андреева
Видео программы «Сегодня»

Сегодня на месте крушения Boeing 737 Ethiopian Airlines были найдены оба черных ящика. Расшифровка их записей должна помочь экспертам установить причину катастрофы, которая унесла жизни 157 человек. По всей видимости, причиной трагедии могла стать компьютеризированная система, установленная на новейших Boeing 737.

Совсем новый самолет, не пролетавший и года, рухнул на землю через шесть минут после вылета из Аддис-Абебы. Точно такой же Boeing 737 серии MAX-8 разбился в Индонезии всего полгода назад — тоже вскоре после взлета. Погибших тогда было еще больше. И обстоятельства этих трагедий оказались весьма схожи.

Пассажирами злополучного эфиопского рейса были граждане 35 стран, в том числе трое россиян. Молода пара из Таганрога Екатерина и Александр Поляковы только недавно начали выбираться из родного города. Когда-то, говорили ребята в своем блоге, даже поездка в Москву была подвигом. Об Африке они мечтали давно. Это путешествие оказалось для них последним, как и для парашютиста Сергея Вяликова из Твери. Авиакатастрофа в Эфиопии унесла жизни граждан 35 стран. Память 19 сотрудников ООН почтили минутой молчания.

Осколки фюзеляжа и личные вещи разбросаны за километры от места трагедии. Сейчас эксперты ищут фрагменты лайнера, который полностью разрушился при столкновении с землей и образовал воронку глубиной 10 метров. Шансов выжить ни у одного из 157 человек, которые были на борту, не было.

Ван Гуанху, участник поисковой операции: «Все выглядит так, будто самолет нырнул под землю с разваливающимися крыльями, их разметало по поверхности. Фюзеляж находится под землей. И мы выкапываем обломки, чтобы понять, что именно произошло».

Среди уцелевших предметов — инструкция по безопасности. Безопасность же всех Boeing 737 MAX теперь под большим вопросом, ведь за последние несколько месяцев это уже вторая гибель лайнеров этой серии. Пока точно известно следующее: рейс ЕТ-302 вылетел из эфиопской столицы в 8:38 по местному времени. Обычно полет до Найроби занимает чуть более полутора часов, но уже в первые минуты после отрыва от земли что-то пошло не так. По данным сервиса Flightradar24, вертикальная скорость не была устойчива, то есть набор высоты проходил неравномерно. Самолет достиг 2600 метров, через шесть минут после взлета связь с ним прервалась.

В октябре прошлого года индонезийский рейс JT-610 успел набрать высоту, однако, согласно расшифровке данных с бортовых самописцев, экипаж более 20 раз предотвращал опускание носа самолета, которое вызвала новая автоматическая система. Через 13 минут после взлета самолет пропал с радаров.

Система расширения маневренных характеристик — новая и суперсовременная, ее корпорация внедрила как раз на последние модели Boeing 737 полгода назад. Задача — помогать пилотам уходить от больших углов атаки. По сути, это третий пилот, потому что она способна вмешаться в управление лайнером в любой момент. По словам многих авиационных экспертов, оба самолета «убила» именно эта продвинутая система.

Более того, о том, что эту систему внедрили на новые МАХ, корпорация уведомила лишь после трагедии в Индонезии. Но инженеры Boeing свою вину в октябрьской катастрофе не признали. Хотя корпорация и разослала в начале ноября всем авиакомпаниям, которые эксплуатируют эту модель, инструкцию для пилотов. В ней сообщалось: лайнеры могут самостоятельно уйти в крутое пике из-за ошибочных показателей системы контроля полета. О том, что автоматика подводит, в этот раз успел сообщить и пилот эфиопского рейса.

Тевольде Гебремариам, генеральный директор Ethiopian Airlines: «Исходя из записи во время полета, пилот упомянул, что возникли какие-то проблемы, и он хочет вернуться обратно».

Boeing 737 MAX стал одним из самых продаваемых в истории американской корпорации. Производители отмечали экономичность, надежность и минимальное количество задержек при выполнении рейсов. По всему миру 69 авиакомпаний купили более 5 тысяч подобных моделей. Но после катастрофы страны экстренно тормозят эксплуатацию этого лайнера. О таком решении заявили индонезийские и китайские власти. Задумались о подобных мерах в Европе и России.

Тевольде Гебремариам, генеральный директор Ethiopian Airlines: «Пилот Boeing — опытный сотрудник нашей авиакомпании. У него было больше 200 летных часов. Сам самолет прошел первое техническое обслуживание 4 февраля этого года. Это был новый самолет».

Наши пилоты говорят и о еще одной проблеме: в большинстве стран самые опасные минуты полета — взлет и посадку — стали доверять автопилоту, а командиры судна превратились в своеобразных операторов.

На фоне катастрофы акции компании ожидаемо падают. А презентацию нового широкофюзеляжного самолета корпорации Boeing пришлось отменить. Но это капля в море по сравнению с тем, если недочет в системе подтвердится. Ведь получается, что проблему, которая появилась еще в октябре прошлого года, так и не удалось решить.

Связанные новости

Читайте также