Агрегаторы vs таксопарки: кто несет ответственность за ДТП и неприятности в поездке

24.01.2019, 20:18

Видео программы «Сегодня»

В Госдуму, ряд министерств и Банк России отправлены предложения страховщиков по регулированию рынка такси, призванные защитить пассажиров от водителей, водителей — от переработок и недоплат, всех вместе — от неприятностей и трагедий на дороге. Каждому клиенту службы такси хоть раз приходила в голову мысль: случись что, кто отвечает за мои права? Какие опасности могут подстерегать в машине по вызову и куда жаловаться?

«Ничего себе поездочка», — таковы реальные воспоминания ресторанного обозревателя Илоны Федотовой. Малоприятные полчаса в заблокированном такси, а водитель требует отдать телефон с записью того, что происходило. Шофер то угрожал ей, то умолял не жаловаться, то грозил выкинуть из машины, то не давал выйти.

Илона Федотова, ресторанный обозреватель: «Когда тебя запирают в замкнутом пространстве, ты понимаешь, что не можешь выйти, понимаешь, что это с тобой не может случиться. В обычной жизни ты об этом не думаешь, а тут ты понимаешь, что твоя жизнь в руках некоего человека, который может с тобой сделать все что угодно».

Такси было заказано с помощью приложения Uber. И претензии за неадекватность водителя Илона поначалу адресовала агрегатору.

Илона Федотова: «Я просила вернуть деньги за поездку, мне не ответили. Меня отправили в таксопарк в Чебоксарах, к которому привязан данный автомобиль с водителем».

Официальная позиция любого агрегатора неизменна: они мол, посредники, лишь связывают клиента и таксиста, вся ответственность за то, что происходит с водителем и пассажиром, таким образом перекладывается на перевозчика.

Антон Петраков, директор «Яндекс.Такси» по связям с государственными органами: «Обязанность перевозчика проверять, мы свою миссию видим в оказании поддержки с теми технологиями, которые у нас есть. В случае последствий ответственность на перевозчике».

Запросы другим крупным агрегаторам были отправлены, но Gett и Uber от комментариев воздержались. Профессиональное сообщество таксистов уверяет, что агрегаторы выходят за пределы только услуг связи с водителем.

Андрей Попков, заместитель председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта: «Мы предлагаем обязать агрегатора заключать трудовые договоры с водителями, потому что у них на сегодняшний день есть все признаки работодателя. Они назначают ценовую политику, наказывают, штрафуют, лишают заработка и берут 30% от заказа».

И хотя машин с шашечками на улицах все больше, профессиональные водители обращают внимание на то, что их вытесняют неквалифицированные кадры.

Андрей Попков: «Нормальные люди уходят, потому что заработки низкие, приходится работать по 12–16 часов каждый день. Это плохо отражается на безопасности перевозок в целом, мы видим растущую аварийность именно по этому поводу».

Впрочем, одному профсоюзу таксистов удалось запретить Uber в отдельно взятом городе. Правда, профсоюз этот бельгийский, дело было в Брюсселе. Представитель компании, подавшей иск, рассказал, какой именно аргумент суд посчитал решающим.

Мишель Петр, представитель брюссельской таксомоторной компании: «Потому что необходимо следовать правилам, которым следует наша компания при устройстве на работу, а именно иметь лицензию на оказание услуг для перевозки пассажиров. Я уверен, по этим законам работают во многих странах, в том числе и в Москве. Их необходимо уважать».

Компании-перевозчики также не гарантируют безопасную поездку. Об этом говорят даже сами агрегаторы, в частности, о предрейсовом медосмотре водителей.

Александр Горный, директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group: «Мы не работаем с водителями, мы работаем с парками. Есть законы, которые водители обходят с помощью контор, которые выдают справки без осмотра».

Новости о том, что таксисты из-за усталости совершают ДТП, а также выходят на работу в состоянии наркотического опьянения, появляются регулярно.

Елена Гращенкова: «Где-то на 15-й минуте водитель начал вести себя странно. Машина на скорости 70 километров в час на пустой дороге вдруг начала приближаться к правому бордюру, не притормаживая. Последний вопрос, который я успела задать: вы что, паркуетесь? Я увидела, что он странно себя ведет, широко раскрытыми глазами немигающими смотрит вдаль».

О последствиях удара о столб и дерево красноречивее всего говорит рентгеновский снимок в руках Елены.

Елена Гращенкова: «Если говорить простым языком, плечо было полностью раздроблено. Я потеряла свой бизнес, мне нужны деньги на лечение, у меня была квартира бабушки, я продала эту квартиру. Можно сказать, что эта авария вылилась в потерю бизнеса и недвижимости. Это очень дорогая услуга, знаете ли».

По данным Елены, через несколько месяцев после ДТП этот таксист устроился в другую компанию и был пойман с большой дозой наркотиков. Сумму в 300 с небольшим тысяч рублей, которую суд назначил выплатить Елене, водитель так и не отдал, поэтому теперь она пытается призвать к ответственности агрегатор — «Яндекс.Такси». Впрочем, шансы на это увеличились с недавних пор.

Пётр Шкуматов, координатор движения «Синие Ведерки»: «Уже принято решение пленума Верховного суда, который черным по белому написал: если агрегатор предоставляет услуги от своего имени и подъезжает машина с брендом этого исполнителя, то есть агрегатора, которым вы пользуетесь, то в этом случае именно он несет ответственность за последствия в ходе поездки».

Однако это лишь одно решение, принятое по региональному агрегатору «Престиж». В целом же поменять картину могут только изменения в законодательстве. Но с ужесточением требований, скорее всего, вырастут и тарифы. И никто, конечно, не хочет возвращать те времена, когда такси проще было поймать от бордюра, а там уж какая безопасность.

Связанные новости

Читайте также