Герметичный детектив с элементами мистики

17.11.2010, 15:00

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В театре Комиссаржевской премьера по роману Бориса Акунина «Левиафан».

«Левиафана» Бориса Акунина представили на сцене театра Комиссаржевской. Творческое объединение «Восемь в кубе» отважилось поставить спектакль по одному из известнейших произведений писателя.

О чем мечтал исполнитель главной роли и как отнесся к постановке автор романа, знает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Несмотря на всю популярность произведений Бориса Акунина, эти приключения Эраста Фандорина не экранизировались и не ставились на сцене. А как признались авторы постановки, именно сюжет «Левиафана» позволяет создать спектакль, где актеры могут откровенно похулиганить.

Татьяна Вдовиченко репетировала и вносила последние режиссерские правки буквально за час до премьеры. В ее концепции — герметичный детектив с элементами мистики должен соответствовать внутреннему ритму рокового танго. Действие развивается в замкнутом пространстве.

Идеальная драматургия, где есть убийца и появляются жертвы. Иронию Акунина в описании каждого персонажа надо было воплотить в сценических образах и донести театральным языком до зрителя. Достаточно точные типажи нашли в разных петербургских театрах, а вот с текстом автора нового детектива оказалось сложнее всего.

Татьяна Вдовиченко, режиссер-постановщик: «В принципе, какая-то режиссерская канва сама сложилась из текста Фандорина. Это был именно режиссерский ход, а потом работали с текстом. Это была самая сложная часть. Потому что больше всего было жаль выкидывать акунинский текст».

Борис Акунин о постановке знал и благословил всех участников действия на инсценировку «Левиафана». Интересно, что роль молодого любителя загадок исполняет давний поклонник писателя. Он когда-то загадал сыграть Фандорина, но опасность воплощения литературного героя в конкретного персонажа Дмитрия Паламурчака пугала как читателя и притягивала как актера.

Дмитрий Паламарчук, исполнитель роли Эраста Фандорина: «Дело в том, что делать Фандорина трудно, потому у людей, у читателей, у зрителей в голове уже сформирован общий образ героя. Он очень хорошо написан Акуниным. Для каждого человека он представляется по-своему, но есть что-то общее. Какие-то каноны, от которых ты все равно не уйдешь. Фандорин не может заикаться, Фандорин — это выправка, это стать и уверенность в себе».

Часть публики, несомненно, пойдет только на имя Бориса Акунина и уже ставшего нарицательным персонажа. Но актеры откровенно признаются: у них в руках живой материал. Хлестко написанный современным автором, который дает возможность поиграть в чопорных представителей высшего света викторианской эпохи. При скромности предложений по современной драматургии все участники творческого процесса играют хотя и в антрепризе, но скорее ради искусства.

Валерий Зиновьев, исполнитель роли профессора Свитчайдла: «Это правильно. Этот жанр не ради того, чтобы развлекать зрителя. Об этом ни на одной репетиции и слова не было. Речь шла о том, чтобы актеры получали удовольствие, и если это будет, то, возможно, и зритель получит удовольствие».

Режиссер-постановщик Татьяна Вдовиченко на премьере наблюдала за происходящим из радиоложи, не вмешиваясь в процесс. А герои упорно искали платок с сокровищами Багдассара. Развязка, как и в классическом детективе, самая неожиданная. Но явно и этот Фандорин не уронит честь своего создателя.

Читайте также