Актеры разыгрывают мелодию страсти

03.11.2010, 17:51

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В театре имени Комиссаржевской готовится спектакль «Крейцерова соната».

В театре имени Комиссаржевской готовится спектакль «Крейцерова соната». Одно из самых экранизируемых произведений Льва Толстого когда-то строго отслеживалось цензурой и запрещалось к публикации.

Известно, что повесть допустили к печати только после неоднократного обращения Софьи Толстой к Александру III. Инсценировку к современной постановке написала режиссер Светлана Свирко.

Как она увидела извечную проблему отношений мужчины и женщины, узнал корреспондент НТВ Павел Рыжков.

«Крейцерову сонату» стали экранизировать еще в немом кино. Первый фильм вышел в 1911-м, последний — в 2008-м. Только по этому произведению Толстого снято более десятка фильмов. А вот на театральных подмостках «Крейцерова соната» появлялась всего один-два раза. И сегодня в театре Комиссаржевской постарались сделать постановку и при этом уйти от театральности.

Спектакль немузыкальный, но там, где фабула построена на редком исполнении сонаты Бетховена невозможно обойтись без живого звучания скрипки. Режиссер Светлана Свирко, собирая творческий коллектив, нашла на роль Трухачевского исполнителя, владеющего инструментом. Вячеслав Карпов закончил три курса консерватории.

В этой постановке задействованы актеры театра Комиссаржевской и «Петербург-концерта». Режиссер написала инсценировку так элегантно, а говорит о переговорах Толстого и Станиславского так уверенно, словно сама жила в эпоху модерна.

Светлана Свирко, режиссер-постановщик: «Конечно, там нет пьесы. И Толстой неоднократно обращался ко многим театральным людям. Он и к Станиславскому писал. И Станиславский с таким пиететом к нему относился, что не мог поверить, что Толстой просит его о помощи. Толстой говорил: „Скажите мне, как я напишу пьесу“. Он действительно хотел написать пьесу».

В ее трактовке действие разворачивается так же быстро, как в кино. Но главное, как и в повести: рассуждения Толстого о семейных ценностях проливают свет на историю самого автора в его отношениях с женщинами и его любви к ним. Для персонажа, которого исполняет Леонид Мозговой, придумали ход, чтобы не искать образ самого Толстого: актер играет сочинителя.

Но при этом Мозговой, готовясь к роли, изучил все, что касалось личной жизни писателя. В процессе репетиций актеру стали очевидны отношения Льва Толстого с супругой Софьей Андреевной, которую исполняет Валентина Панина.

Леонид Мозговой, заслуженный артист России: «Мне очень жалко Толстого. Потому что он не испытал настоящей любви к женщине. Как ни странно, он познал женщину в 14 лет в публичном доме. И это вообще беда этого века».

Понятно, почему «Крейцерова соната» вызывает интерес и сегодня. В современной терминологии жанров это триллер с элементами эротики.

Виктор Новиков, художественный руководитель театра им. В. Ф. Комиссаржевской: «Такой эротический взгляд на семейную жизнь для Толстого, по крайней мере, неожиданнен. Тем более, что, я думаю, он был подвержен при написании этой повести влиянию отношений с Софьей Андреевной и его похождений».

То, что волновало Толстого, нашло отклик у читателей. Именно «Крейцерова соната» принесла писателю известность за границей. Отчасти и потому, что ее запретила публиковать цензура на родине, а американская почта не делала рассылку газет, в которых была напечатана повесть.

На самом деле, Толстой просто опередил свой век. Как уверены авторы спектакля, время говорить так об отношении мужчины женщины и любовном треугольнике тогда еще не настало. Но великий писатель из «Крейцеровой сонаты» создал мелодию страсти, которую сегодня в театре рискнули разыграть словно по нотам.

Читайте также