Великобритания зашла в тупик в борьбе с «дикими русскими»

26.08.2018, 19:39

Видео программы «Итоги недели»

C завтрашнего дня вступают в силу «санкции за Скрипалей», о которых Америку попросили британцы. Самих Скрипалей нет нигде, и их близкие боятся, что их нет уже и в живых.

С момента покушения на Скрипалей прошло уже почти полгода, и за это время город Солсбери разобран практически по кирпичику. Высказаны десятки версий, каждая из которых была опровергнута. Не было ни одного официального заявления Скотленд-Ярда. Все, что мы имеем сейчас, это все еще заявления в стиле highly likely — объявления о том, что виновата Россия и больше никто. Из доказательств только некая телефонограмма, якобы перехваченная британскими военными где-то на базе на Кипре. Почему-то звонили в Сирию со словами: «Груз доставлен. Все успешно».

Да, Юлия Скрипаль за это время появилась на телеэкранах и сказала, что, может быть, однажды вернется в Россию, и пообещала родственникам, уже позвонив по телефону, что Сергей Скрипаль наберет их через три дня и расскажет, как себя чувствует.

Виктория Скрипаль, племянница Сергея Скрипаля: «Все три дня, которые были после дня рождения, мы все ждали-ждали. Уже прошел месяц — звонка до сих пор нет. Мы до сих пор ждем этот звонок».

Энни Махон, бывшая сотрудница Службы безопасности Великобритании: «И это все уже более чем странно, ведь нет обычных вещей — портретов подозреваемых, о которых трубит пресса, деталей отравления. Есть только картинка людей в костюмах химзащиты, обещания снести все, что могло быть заражено „Новичком“».

Тереза Мэй пообещала все снести, и снесли скамейку, на которой нашли Скрипалей. Дом Скрипалей находится на тихой, маленькой улочке, неподалеку от железнодорожной станции, в тупике. Сейчас дом все еще окружен полицейскими кордонами, железные щиты загораживают вход. Никаких признаков жизни — и, конечно, здесь нет Сергея Скрипаля. Полицейские, которые дом охраняют, уверяют, что с момента покушения здесь не было никого, кроме представителей спецслужб, и никто не приезжал забрать даже самые элементарные личные вещи, необходимые для жизни.

Итальянский ресторан Zizzi, в котором Скрипали обедали, паб в 400 метрах, в котором они пили пиво — оба здания обнесены решеткой и охраняются сотрудниками частных охранных предприятий. Но тем не менее оба здания на месте, несмотря на то, что британцы обещали их срочно снести, поскольку эти здания якобы заражены «Новичком». Сегодня эти заявления смотрятся как сделанные для повышения драматического эффекта: как это страшно, когда на вас нападают злые русские, и как здорово, что правительство о вас в этот момент заботится.

Все происходящее в Солсбери уже обошлось Британии больше чем в 10 миллионов фунтов. Это и сверхурочные полицейским, и замена машин, побывавших в зоне отравления, и мероприятия по обеззараживанию местности, и привлечение сторонних экспертов, и компенсации местному бизнесу, который так или иначе пострадал из-за дела Скрипалей. Это все уже сравнимо с бюджетом неплохого сериала, только в этом сериале так и не появилась серия о том, где Скрипали и кому на самом деле это выгодно.

Чарльз Шубридж, бывший офицер Скотленд-Ярда: «Сейчас просят уже дополнительные 2,5 миллиона, потому что дело развивается. Когда летом двое отравились неким флакончиком, уже все запуталось окончательно. Да, они были наркоманы и алкоголики, но ведь Тереза Мэй объявила: все обеззаражено, Солсбери безопасен».

На вопрос, зачем министр иностранных дел выпросил санкции у американцев под девизом «вы поддержите нас, а вас поддержит Евросоюз», уже отвечает министр экономики: нам не удается договориться с ЕС о нормальных условиях ухода, это может обойтись Великобритании в 80 миллиардов — больше, чем мы видели даже в самых страшных снах. И это может быть самым дорогим экономическим самоубийством в истории. А европейцы явно не хотят уступать: они и так злы на британцев из-за дела Скрипалей.

Нил Кларк, журналист: «И ведь в тот самый момент, когда европейцы все лето объявляют, что хотят дружить с Россией, британцы требуют: коллеги, присоединяйтесь. То есть британцы явно уже с ЕС переговоры вели, им отказали, потому что доказательств вины России так и не получили — теперь они хотят нажать через старшего брата».

Но нового приступа солидарности, как было после отравления Скрипалей, может не случиться: европейцы хорошо помнят историю торговых войн с Россией, за которыми всегда стояла политика — со времен противостояния российской и британской империй на Востоке и в Азии. Империй нет, но роль «диких русских» в британском сценарии осталась.

И ведь британцы последовательны и от генеральной линии не отклоняются. Уже в 1923 году в Москву пришел ультиматум лорда Керзона, который требовал не просто отпустить задержанных в Москве британских шпионов, не просто разрешить британским морякам ловить рыбу в наших территориальных водах, но и еще отозвать наших послов из Ирана и Афганистана за слишком успешную деятельность. В 1927 году — ультиматум лорда Чемберлена, который требовал прекратить слишком успешную деятельность нашего посла в Китае и антибританскую пропаганду. И каждый раз оба лорда грозили разорвать дипломатические и торговые отношения с нашей страной. И каждый раз Москва отвечала, что это безосновательные обвинения, которые разрушают всю систему цивилизованных отношений, что антисоветская пропаганда в Британии уже зашкалила за все санитарные нормы.

Но тут интересно, что происходило внутри молодой Советской Республики в этот момент. После ультиматума лорда Керзона начался сбор средств на эскадрилью «Ультиматум». После ультиматума Чемберлена — на воздушную эскадрилью «Наш ответ Чемберлену» и танковую колонну. Каждый раз после смены правительства в Британии наши отношения восстанавливались, но осадочек и воздушные эскадрильи оставались.

Чарльз Шубридж, бывший офицер Скотленд-Ярда: «Не было бы Скрипалей, было бы что-то другое. Их самих очень жалко, ведь я помню, как Юлия в своем единственном появлении на экранах после отравления говорила, что хочет вернуться домой, как только сможет. Я понимаю, почему их не показывают — слишком много неудобных вопросов им могут задать».

И ведь в новой серии Бондианы, которую сейчас собираются снимать, у доктора Зло будет русский акцент. Кастинг уже ведется. Формулируется четко: нужен актер демонической славянской внешности, возраст «50+». То есть главный враг британской короны, от которого ее будет защищать лучший в мире агент, снова будет русским.

Снимать должен был Денни Бойл, режиссер «Миллионера из трущоб» и церемонии открытия Олимпиады в Лондоне, для которого даже королева Елизавета одевалась девушкой Бонда. Но он задал простой вопрос сценаристам — зачем нам новая война, и его уволили, потому что шоу должно продолжаться. А на роль русского злодея нашелся польский актер.

Читайте также