Убитому в ЦАР Орхану Джемалю и его коллегам воздали последние почести

07.08.2018, 16:32

Видеосюжет: Дина Иванова
Видео программы «Сегодня»

В Москве сегодня простились с российскими журналистами, погибшими в Центральноафриканской республике. Военный корреспондент Орхан Джемаль, режиссер-документалист Александр Расторгуев и оператор Кирилл Радченко были убиты 30 июля. Их тела с огнестрельными ранениями нашли в брошенной машине недалеко от столицы ЦАР, где они собирались снимать документальный фильм.

С Орханом Джемалем прощались в Соборной мечети. Джаназа-намаз (погребальную молитву) прочел Равиль Гайнутдин, председатель Совета муфтиев России. На церемонии присутствовали сотни человек из разных городов России, из других стран. Здесь и те, кто не знал Орхана Джемаля лично, много коллег, которые не раз пересекались с ним на съемках, близкие друзья и, конечно, семья. 13-летний сын Мансур, едва сдерживая слезы, говорит, что отцом гордится и всегда будет на него равняться.

Мансур Джемаль, сын Орхана Джемаля: «Таких людей редко где можно встретить. Если бы таких людей было немного больше, мир стал бы лучше. Я постараюсь быть таким же как мой отец, Я рад, что столько людей пришли с ним проститься».

У входа во двор перед входом в мечеть выстроилась очередь из желающих проститься с Орханом Джемалем. Тело покойного, по исламской традиции, после омовения вынесли во двор мечети, где была совершена погребальная молитва.

География командировок Орхана Джемаля — сплошь горячие точки: Афганистан, Ирак, Сирия. В Ливии он был серьезно ранен, но, даже прихрамывая, вспоминают коллеги и друзья, потом ловко уворачивался от пуль в Донбассе.

Хамид, друг Орхана Джемаля: «Получил удар в пятку, как Ахилл, прожил свою Троянскую войну».

Максим Шевченко, журналист: «Раньше казалось: ну, уехал в Афганистан, ну, уехал туда. А сейчас я понимаю, что это была его борьба за справедливость».

В Храме Косьмы и Дамиана отпевали Александра Расторгуева. Режиссер-документалист, лауреат нескольких российских и международных премий перед ставшей роковой командировкой не рассказывал о ней почти никому. Кто-то говорит, что он и вовсе не должен был туда ехать и чуть ли не в последний момент заменил коллегу. Самый честный летописец своего времени — так Расторгуева часто называют за пронзительные работы, смелость и свободу человеческую и художественную. Один из друзей про него сказал: в своих фильмах он вскрывал людей, как консервные банки, без лишних слов и пафоса.

Самый молодой в съемочной группе — Кирилл Радченко. Ему было 33 года. Он был неразговорчивый в жизни, зато много успел рассказать в своих работах. Начинал как фотограф, снимал портреты, делал репортажи, потом уже оператором ездил в Ливию, Сирию, на юго-восток Украины. Только недавно стал пробовать себя в кино.

У погибших репортеров были и талант, и опыт, и чутье, но в этот раз чего-то не хватило. Кто-то говорит, что просто не повезло, кто-то считает, что они слишком много прошли и перестали чувствовать опасность. Они знали, что едут в одну из самых опасных стран мира — Центральноафриканскую республику, но почему-то отправились на съемки ночью и без охраны. Рисковали ведь не в первый раз и, конечно, были уверены, что из этой сложной командировки, как всегда, обязательно вернутся.

Новости по теме

Читайте также