Убийство журналистов в ЦАР: главные вопросы об обстоятельствах их гибели

05.08.2018, 21:17

Видеосюжет: Владимир Чернышёв
Видео программы «Сегодня»

Тела российских журналистов сегодня ночью доставили на родину. Орхан Джемаль, Александр Расторгуев и Кирилл Радченко были убиты в понедельник вечером в Центральноафриканской Республике.

Автомобиль с журналистами, предположительно, был остановлен на дороге вооруженными людьми. Возможно, это были представители радикальной группировки «Селека», которая контролирует эти районы. Журналисты отправились в ЦАР по заданию медиаструктур, финансируемых Михаилом Ходорковским, по туристической визе, передвигались без охраны и планировали собрать материал о работе в этой стране российских военных. Еще в марте МИД заявлял, что в ЦАР официально работают 170 российских гражданских инструкторов и пять военных советников.

По основной версии, журналисты собирались вести съемки на военной базе, где работают, в том числе и иностранные инструкторы, но для этого необходимо было подать соответствующий запрос.

Удивительно то, что журналисты появились в стране без охраны и уведомления официальных лиц. После убийства джихадистскими повстанцами французской журналистки Камиль Лепаж в 2014-м эта страна точно не входит в число тех государств, куда редакции охотно отправляют сотрудников.

«Врачи без границ», например, еще пару лет назад останавливали свою работу в ЦАР и сообщали, что их лагеря для приема беженцев более сотни раз подвергались атакам различных противоборствующих группировок.

Тем более удивительно, что российская съемочная группа, в которой были опытные, не раз бывавшие в горячих точках профессионалы, оказалась без охраны. Выживший водитель рассказал, что грабители забрали аппаратуру и наличные деньги — 8500 долларов — и застрелили журналистов при попытке сопротивления.

Такая сумма — сильная приманка в стране, где средний годовой доход на человека чуть превышает 300 долларов. ЦАР — самая нищая страна мира. Поэтому главный вопрос: почему работодатели не позаботились об охране группы. Орхан Джемаль прошел войны в Чечне, Южной Осетии, Ливии, Сирии, он был опытным военкором.

Максим Шевченко, журналист: «Он не боялся войны, он знал, что это такое. Он был выдающимся профессиональным военным журналистом. Он просто умел там находиться. Но от этой командировки я его отговаривал как только мог».

Особенность ЦАР в том, что на ее территории никогда в обозримой истории не было стабильности. В 1970-е эту страну возглавлял император Бокасса, известный людоедством, поедал политических оппонентов в буквальном смысле, его свергли в 1979-м. Гражданская война в стране, по сути, не прекращалась, а в 2013-м разгорелась с новой силой — христианские и мусульманские группировки который год просто ведут битву на истребление друг друга, в ООН даже говорят о геноциде.

Когда мы говорим о христианских и мусульманских группировках, мы должны понимать, что эти религии там имеют свой центральноафриканский оттенок.

В январе 2014-го зафиксирован, например, такой случай: в рейсовом автобусе центральноафриканский христианин заметил центральноафриканского мусульманина, выволок его на улицу, облил бензином, поджег и стал поедать его бедро на глазах прохожих и миротворцев. Так он мстил за убийство своей семьи.

Исламистские группировки уничтожают целые христианские деревни, вторгаются в города, где устраивают резню. В 2013-м захватили и несколько месяцев удерживали столицу страны. Всего в республике действуют более 10 военизированных группировок — часть объединены в исламистскую организацию «Селека», другие составляют костяк христианского ополчения «Анти-Балака», тоже отметившегося военными преступлениями.

В ходе гражданской войны противоборствующие стороны не раз требовали пересмотра контрактов на разработку месторождений страны. Интересы там есть у целого ряда стран, что не устраивает как местных повстанцев, так и прямых конкурентов. Поэтому появление чужаков с деньгами и аппаратурой могло спровоцировать кого угодно в этой стране.

Автомобиль, в котором ехала съемочная группа, расстреляли недалеко от города Сибю. Это граница между зоной, контролируемой правительственными войсками, и зоной, куда совершают вылазки боевики «Селеки».

Владимир Чернышёв, ведущий НТВ: «Я лично знал одного из погибших — режиссера Александра Расторгуева. Его авторские фильмы войдут, конечно, в историю документалистики. Ровно год назад мне посчастливилось работать с ним вместе. Мы снимали фильм в Донбассе, фильм вышел на НТВ в июне — „Война и мир Захара Прилепина“. Саша Расторгуев был интеллигентным, умным и необычайно талантливым человеком. При этом отличался таким спокойным мужеством, что ты понимал: он настоящий, в нем нет искусственности, он не подстраивается под обстоятельства, он всегда был собой.

Он был человеком с открытым взглядом на мир, искренним правдоискателем, всегда хотел докопаться до истины, до правды, и очень искренне расстраивался, когда понимал, что реальность не всегда идеальна. Он очень болезненно переживал, что мир несовершенен, и в своих работах он был настоящим летописцем реальности — объективным, страдающим, взволнованным. Камеру Расторгуева интересовал мир во всех его проявлениях, во всех противоречиях.

Саша Расторгуев любил спорить, но он умел слушать оппонентов, и потому был выдающимся документалистом: слышал нервное биение пульса повседневности. Он и погиб, не желая выпускать камеру из рук».

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также