Веничка Ерофеев перекочевал на сцену

17.09.2010, 14:18

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В театре «Балтийский дом» проходят репетиции спектакля «Москва — Петушки».

Впервые на большой сцене — «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева. Накануне устроили пресс-показ для журналистов. Поразительна история создания спектакля.

Советское произведение о национальных особенностях русского характера ставит международная группа. Украинский режиссер, литовец — исполнитель главной роли, костюмы делали финны, а сценографией занимались болгары. Получился весьма необычный коктейль, который можно описать словами самого же Ерофеева: «Он успокаивает совесть и примиряет человека с язвами жизни».

Репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

Известный театральный провокатор Андрей Жолдак взялся за постановку произведения, которое в свое время буквально взорвало тихий мир советской литературы — «Москва — Петушки». Этот режиссер, по мнению критиков, способен любой драматический материал от древней трагедии до современной прозы сделать интересным для зрителя. Но как скандальный постановщик подаст со сцены гениальный текст Венедикта Ерофеева, содержащий мудрость, иронию и одновременно нонконформизм и натуралистические реалии, пока неизвестно.

В этом спектакле режиссер не смог обойтись без технических приспособлений. На сцене мастера спецэффектов смонтировали круглый экран, который словно глаз будет, то моргать огромным зрачком, то показывать героев с разных ракурсов. Во время репетиций, по признанию всех участников творческого процесса, несколько раз все менялось. Сейчас уже понятно, что делать, но как — только режиссеру.

Андрей Жолдак не любит пускать на репетиции. И предоставленная возможность подсмотреть за его «кухней» — скорее исключение из правил. Режиссер признается: ему интересней драматургия, в которой есть любовь. Поэтому в сценическую версию поэмы «Москва — Петушки» он привносит свою историю. Создает иррациональный мир, параллельный ерофеевскому.

Андрей Жолдак, режиссер-постановщик: «В нашем спектакле я подсознательно применил такую тактику расхождения и схождения двух несоединимых миров и дорог. Это мой ответ Чемберлену, с одной стороны. С другой стороны, у нас есть куски текста, в которых четко играется сюжет вне Жолдака».

Для того чтобы литературу перенести на подмостки, пришлось разбить авторский монолог на диалоги. Поэтому на сцене появляются и Веничка, и Венедикт.

Леонид Алимов, исполнитель роли Венички: «Он идет к своей цели, к понятной недостижимой любви. Я по этому поводу очень много рефлексирую, страдаю, убеждаю его в том, что это невозможно, что ему не надо туда ходить. Я его предостерегаю от всех опасных шагов, хотя сам, махнув рукой, тоже иду с ним».

Труднее всего Владосу Багдонасу. Литовскому актеру пришлось долго разбираться в особенностях русского характера.

Владас Багдонас, исполнитель роли Венедикта: «Тут на одной репетиции у меня возникли вопросы, которые я сам не мог решить. И мне актеры этого театра объяснили суть. И я понял, что мы все-таки чем-то отличаемся от россиян».

«Веничка, почему же ты у меня такой бестолковый». Цитаты из Ерофеева живут уже не только на сцене, но и за кулисами. Но фраза «Немедленно выпил», которой заканчиваются некоторые главы поэмы, здесь не самая главная.

Авторы постановки ушли от расхожей трактовки произведения. «Москва — Петушки» не об алкоголизме, а о безмерном одиночестве героя, который так хочет и не может достичь любви.

Читайте также