По прозвищу Горбатый

18.07.2010, 08:06

Видеосюжет: Михаил Антропов
Видео программы «Сегодня»

Легендарная малолитражка Запорожского автозавода отмечает полувековой юбилей.

На Украине отмечают юбилей ветерана советского автопрома. Ровно 50 лет назад с конвейера Запорожского автозавода сошла легковушка ЗАЗ-965. Из-за формы кузова в народе этот первый «Запорожец» прозвали «горбатым». Отпраздновать дату на родину малолитражки приехали владельцы этих уже можно сказать коллекционных авто не только из Украины и России, но даже из Европы.

Корреспондент НТВ Михаил Антропов не только увидел эти машины на ходу, но и сам сел за руль.

На юбилей в Запорожье автораритеты из Западной Украины, России, Польши и даже Германии добирались своим ходом. Каждая бензоколонка на пути, как свежий анекдот для самих владельцев этой потешной когда-то машины. Водители современных авто ошарашены необычной очередью. Заправщики в шоке от расположения бензобака.

Водитель: «Обычно ищут сзади. Под колесо заглядывают, под багажник залазят».

Два десятка «Запорожцев» на загородной трассе — словно сбывшийся кошмар водителя на мощной иномарке. Колонна движется со скоростью не больше 60 километров в час, и обогнать ее на узком участке дороги — задача не из легких. К чести украинских водителей на трассе пенсионеров советского автопрома приняли с пониманием.

Евгений Кравс, президент авто-фан-клуба: «ЗАЗ-Козак»: «У нас было и такое, что в колонне вместе с нами ехали „мерседесы“. Мы едем 60 километров, и они с нами, с той же самой скоростью, просто сопровождают. Позже мы где-то остановились, они рассказывают: нам просто интересно».

На Запорожском автозаводе такое скопление автомобилей ЗАЗ-965 наблюдалось лишь в 60-х. Это позже они станут «горбатыми», «ушастыми», близко познакомятся с «Мерседесом». Для советского человека в те годы личное авто — настоящий прорыв в личной жизни, почти как отдельная квартира в хрущёвке.

«Горбатых» «Запорожцев» за семь лет выпустили всего-то чуть более 300 тысяч. Демократичная цена самого народного автомобиля постепенно выросла вдвое. При этом мистическим образом она всегда совпадала с ценой 50 ящиков самого народного спиртного напитка.

Степан Кравчун, в 1983–1996 гг. — директор Запорожского автомобильного завода: «Тысяча бутылок водки! 1 рубль 80 копеек стоит горилка. Не водка, а горилка. Потом она стала 2 рубля 10 копеек, потом 2 рубля 20 копеек. И „Запорожец“ дорожал. Потом 2 рубля 70 копеек, потом 3 рубля 15 копеек, а „Запорожец“ — 350 рублей. Потом 3 рубля 70 копеек, а „Запорожец“ — 3 тысячи 700 рублей».

«Запорожец» на ходу спустя полвека — сам по себе предмет эпатажа. Но фантазия владельцев ЗАЗ-965 предела не знает. Автомобиль окрашивают в розовые тона…

Водитель: «У нас было два цвета: или красный, или розовый. Победил розовый. А был до этого зеленый».

Оснащают запредельной по мощности аудисистемой…

Водитель: «В дверях концертники, сзади два „саба“, 140 децибел дают».

А еще модернизируют и тюнингуют так, что шутки о неказистости и медлительности «Запорожца» оказываются не к месту.

Водитель: «По хорошей трассе, например, по Бориспольской, я 150–160 шел. Машина хорошо держится — она низкая, широкая».

Машина номер один из народного анекдота в свой день рождения установила новый рекорд. Километровая колонна из ста «Запорожцев» проехала по главной улице города. Этот ностальгический парад Книга рекордов Украины признала самым массовым за историю ЗАЗ-965.

Читайте также