Вся война в переписке

18.04.2010, 08:06

Видеосюжет: Святослав Гордин
Видео программы «Сегодня»

В Азовском музее краеведения собрали выставку около сотни писем времен Великой Отечественной войны.

Эти строки зачастую наивные и безыскусные трогают спустя десятилетия. Азовские краеведы организовали выставку фронтовых писем Великой Отечественной. Тех самых треугольничков полевой почты с самыми главными сообщениями: «Жив», «Пал смертью храбрых», «Пропал без вести».

Корреспондент НТВ Святослав Гордин вчитался.

За годы войны советская почта переправила шесть миллиардов писем с фронта в тыл и обратно. В Азовском музее краеведения собрали выставку около сотни писем, но значение, ценность, важность этой корреспонденции не определяется ее количеством.

Вся война в переписке. Строчки не так значимые для историков, как для адресатов и отправителей писем. Миллионы судеб, связанные чуть ли не единственным для того времени способом — полевой почтой: « Привет с фронта! Здравствуйте, дорогие мамаша, Дуся и Николай!». Между почтовыми штемпелями на треугольнике — когда отправлено и когда получено письмо — жизнь. Когда оно дошло, его отправитель уже погиб.

«Похоронка» — извещение о смерти. «Похоронок» боялись так, что иногда прятались от почтальонов: «Как ни жаль, как ни грустно, но я решил все же сообщить тебе о постигшем нас горе! Смертью героя погиб твой брат Петя!».

Зинаида Смирнова, труженик тыла в годы Великой Отечественной войны: «А больше всего боялись получить похоронку. Ждали, представляли, плакали».

Иван Козлов, председатель Ростовского комитета ветеранов, ветеран Великой Отечественной войны: «В затишье каждый солдат мог написать письмо. Это письмо отправляли бесплатно. В подразделениях были закреплены почтальоны, которые проходили по траншеям, собирали письма».

Письма музей собирал много лет. Находки поисковиков, переданные для выставки: карандаш, вставленный в гильзу, пачка спресованных писем. Ее нашли в нагрудном кармане погибшего война. Он и мог быть почтальоном.

Татьяна Федотова, заведующая историческим отделом Азовского краеведческого музея: «Дух, настрой победить, он удивительно прочитывается в каждом письме, даже в самом простом».

«Мы в одном месте для немцев сыграли „концерт“, и такой…» Слово концерт в кавычках означает бой и встречается во многих письмах. У бойцов свой язык. Военной цензурой запрещено писать о месте, где стоит часть, о численности войск. В письмах нельзя падать духом, жаловаться, надо поберечь родных.

Иван Козлов: «Что можно было написать в письме? Что жив-здоров, что все успешно».

Война еще шла, с фронта домой приходили раненые, возвращались эвакуированные: «Прошу помочь матери, выдать ей хлеба». Другое письмо в Москву, Сталину, в Кремль. Написано: 19-летний солдат, инвалид, демобилизовался, нет денег, совсем нет одежды. Его паек — 400 граммов хлеба в сутки. «Здесь, в Азове, товарищ Сталин, сидят, извините, бугаи. Холки понаедали при немцах, а сейчас сидят за нашими головами!» В ответ на эту жалобу появилось письмо: «Инвалиду выданы теплые брюки».

«Радостно осознавать, что война закончилась и не терзает больше солдатскую душу. Я почти месяц в разъездах. „Поездки“ по Европе: посетил Берлин, Дрезден, Франкфурт, Бранденбург. Надеюсь, что скоро увижу вас…»

А девочка, угнанная на работы в Германию, после освобождения из плена пишет родителям. «Мама! Теперь пришло счастье!»

Читайте также