Чехов в декорациях

01.02.2010, 17:07

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Доме актера открылась выставка работ главного художника БДТ Эдуарда Кочергина. Событие приурочили к специальному изданию Чехова, посвященного юбилею классика.

Его «Вишневый сад» «Три сестры» и «Дядя Ваня» считаются классикой сценографии. Он работал со многими театрами страны и мира и почти со всеми петербургскими.

В петербургском Доме актера представили эскизы декораций и костюмов к лучшим чеховским пьесам Эдуарда Кочергина — главного художника Большого драматического театра им. Товстоногова. Любимого спектакля у художника нет, каждый дорог по-своему.

На открытии выставки побывал корреспондент НТВ Константин Борошнев.

Их встреча, как и у большинства советских подростков, произошла за школьной партой. И только легендарный Товстоногов десятилетия спустя помог осознать, что встреча эта не была случайной. Свой первый спектакль по Чехову Кочергин ставил в Белграде в начале 80-х.

Эдуард Кочергин, главный художник БДТ им. Товстоногова: «Самое интересное, самое трудное было в том, что очень маленькая неглубокая сцена. И нужно было найти решение, которое позволяло бы не разбирать декорации».

О том спектакле сегодня напоминают лишь несколько эскизов, потрепанная временем афиша, да два ростовых костюма. Больше ни в одной постановке «Трех сестер» в мире не было столь эффектной сцены с ряжеными.

Эдуард Кочергин, главный художник БДТ им. Товстоногова: «Это хорошо смотрелось. Потому что кругом были деревья, и ряженые там смотрелись, как у себя дома».

Следующие совместные работы с Товстоноговым в одночасье превратили Кочергина в классика отечественной сценографии. Декорации к «Дяде Ване» и «Вишневому саду» без единой поправки прожили на сцене БДТ по 20 лет.

Надежда Хмелёва, куратор выставки: «В его работах есть удивительная вещь: он очень жестко компанует, но потом что-то с этим делает, убирает эту жесткость. И все наполняется лирикой, поэзией, тонкостью чувств».

Для сравнения в Доме актера выставили два разных «Вишневых сада»: один — для Большого драматического, второй — для Малого додинского. Создавал их Кочергин одновременно, но ни одной деталью не повторил композиции. Лишь растительные мотивы соединяют оба спектакля.

Эдуард Кочергин, главный художник БДТ им. Товстоногова: «Все пьесы Чехова связаны с природой. Так или иначе. Так что это не я виноват. Слава богу, это сам Чехов. И он связан с природой, и это — замечательно».

Кочергинские эскизы и наброски — все то, что выставили в Доме актера, — стали иллюстрацией к специальному, юбилейному изданию Чехова. Здесь только те пьесы, к созданию сценических версий которых приложил руку лично Кочергин. А ведь это — почти весь Антон Павлович.

Собственно и выставку-то организовали к выходу книги. И застенчивый Кочергин сам постоянно напоминал об этом. Ведь в свои 72 художник осознает, что классика — она классикой и останется, даже без лишних упоминаний.

Читайте также