Непокоренные: в мире вспоминают узников фашистских концлагерей

11.04.2017, 17:31

Видео программы «Сегодня»

Сегодня — Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Дата приурочена к восстанию узников Бухенвальда 11 апреля 1945 года. Во многих городах России прошли траурные церемонии. В Севастополе сегодня несли цветы к Вечному огню и исполняли памятные песни. Многие из собравшихся сами прошли через концлагеря, у других там погибли близкие. А москвичи собрались на Поклонной горе у памятника «Трагедия народов» — возложили цветы и почтили память погибших минутой молчания.

За годы Второй мировой через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из которых каждый третий — наш соотечественник.

Евгений Ковалёв подростком вступил в ряды партизан, но был схвачен немецкими войсками. Допрос и поезд до Освенцима. Пятнадцатилетний парень трижды проходил «селекцию» — сортировку узников на способных работать и тех, кому суждено отправиться в газовую камеру.

Евгений Ковалёв: «Рядом с нашим лагерем был цыганский лагерь. Там цыгане сидели — маленькие, взрослые. Напротив нашего блока барак, там они находились. Потом в одну ночь такой шум был, крик — это в конце 1944 года. Утром встали — там все тихо. Они в одну ночь цыган этих сожгли, уничтожили».

Ирине Викторовне было четыре, когда она оказалась в концентрационном лагере. Вместе с ней две старшие сестры — им восемь и десять — и полуторагодовалый брат Лёня. Несколько лет они выживали вчетвером, получая в день по 50 граммов теста, перемешанного с древесными опилками.

Ирина Богданова: «Ляля и говорит, что я под подушку кладу этот кусочек хлеба. 50 граммов на сутки. Вот по такой крошечке сосу, я удовольствие себе продлеваю. А я говорю, как же ты терпишь. Ты не понимаешь — проглотила и голодная».

Владимир Федорович бережно хранит памятный номер «Огонька»: «Советские дети вернулись домой». Володе было около четырех, когда в нацистский приют, где он провел большую часть жизни, пришли британские солдаты и спросили, не хочет ли он домой. Полуторогодовалым Вову забрали у матери. Нацисты собирались вырастить из него бравого солдата Вермахта.

Владимир Мажаров: «Жестокость поощрялась. Если меня бьют, никто спасать не будет. Спасайся сам как можешь. Ну а старшие — тумаки, подзатыльники, ударить могут. Расплачешься и все».

Они детьми сумели вернуться оттуда, откуда, казалось, дороги нет. Вернуться людьми. В этот день они наденут на грудь одну из самых памятных медалей. На ней кулак, сжимающий оборванную колючую проволоку. И надпись так точно описывающая всю их судьбу — «Непокоренные».

Подробности — в репортаже корреспондента НТВ Сергея Сыркина.

Читайте также