Атака по сценарию

29.08.2009, 21:04

Видео программы «Сегодня»

Участники клубов исторической реконструкции сошлись в битве, повторяющей события 1916 года под деревней Трыстень, где российские войска разбили противника.

Под Москвой вспоминали о Первой мировой войне. Участники клубов исторической реконструкции сошлись в битве, повторяющей события 1916 года под деревней Трыстень, где российские войска разбили противника.

Сегодняшние бойцы в форме русской, германской и австрийской армий также рыли окопы, стреляли из пулеметов «Максим» и маузеров.

Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг наблюдал за сражением.

Подмосковные грибники шарахаются, а 303-у Прусскому полку хоть бы хны. Ведь грибы грибами, а война по расписанию. Где еще услышишь немцев с таким чистым русским.

Сергей Николайчук, участник реконструкции: «Меня зовут Йохан. В миру слесарь. Естественно, все эти имена сделаны специально для реконструкции. То есть было бы смешно реконструировать германскую армию с именем там Иван либо Пётр».

Участники реконструкции получают оружие, взятой на киностудии. А рядом противник — шотландец Пол Хидинс, он же Паша Шугинов. Он за сутки до боя уже на посту. Вживается в образ.

Павел Шугинов, участник реконструкции: «Если чуть-чуть настроить себя и воспринимать, что во время боя тебя могут убить, а не просто играть в войнушку, то совсем по-другому себя начинаешь ощущать».

И все бы было ничего, если бы британскую муштру не растлевала русская душа. А что поделать, если тут враги на самом деле друзья друг другу.

Пусть иные из этих героев и не служили по-настоящему, но на поле битвы все у каждого свое — униформа, амуниция. Все это из домашних запасов. И только санитарок, то есть жен, сюда брать не положено. Армейская дисциплина превыше солдатской тоски.

Эта военная реконструкция может и не самая массовая. В подмосковной Первой мировой участвуют всего 200 человек, но она, несомненно, самая точная. Экипировка и снаряжение солдата 303-го прусского полка: старые кружки, клинки, антикварный подсумок с патронами 1909 года, бутылка с немецким пивом из той же эпохи.

Все это достигает в цене от двух тысяч долларов. И что с того, что зрителям всего этого будет не разглядеть, зато в войнушку сегодня сыграют по-взрослому. Они обсудят по секундам — кто, где и как стрельнет, умрет или выживет, а кому достанется коронное — крикнуть: «Вперед!»

Вперед в соответствии с историей в июле 1916 года идет русская армия. Идет стройной цепью на немецкие позиции. Участникам реконструкции, правда, иногда звонят на телефон и отвлекают. С другой стороны — укрепленный германский редут. Москвич Александр с утра готовится к битве за кайзера.

Бутафории тут и впрямь минимум — протянули даже телефонный кабель, он должен соединить позиции наводчика и корректировщика огня.

Счастливый конец неизбежен, иначе зачем столько зрителей на поле. На стороне германских солдат лишь шнапс и колбаски, а у русских — храбрость, отвага и бронированный «Руссо-балт». На второй час сражения уже и не верится, что все это понарошку, а кажется, что взяли старую хронику и расцветили.

Константин Кулагин, участник реконструкции: «Можно прочитать огромное количество мемуаров, документов и так далее. Но некоторые вещи лучше всего все-таки чувствовать на собственном опыте. Это занятие позволяет понять, каково это на самом деле, каково, к примеру, два километра по грязи тащить орудие на себе, потому что никаких лошадей нет, зато есть орудие, которое надо тащить. А грязь такая, что реально отрываются подметки у сапог».

История такого, может, и не помнит, но на этой войне русские и прусские в итоге братаются, а казацкие песни и вовсе горланят все вместе. Короткая передышка перед следующей эпопеей. Им скоро в Бородино скакать с шашками на перевес.

Читайте также