«Хоббит» по-советски

30.07.2009, 21:17

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Исполняется 30 лет спектаклю петербургского ТЮЗа «Баллада о славном Бильбо Бэггинсе». Эту наивную, но искреннюю постановку признали самые придирчивые поклонники Толкиена.

30 лет исполняется первой советской постановке Джона Рональда Толкиена. В 1979 году прошла премьера спектакля «Баллада о славном Бильбо Бэггинсе». Как удивился бы писатель, увидев эту искрометную и увлекательную историю на сцене петербургского ТЮЗа.

Ведь к Советскому союзу Толкиен, как известно, относился с некоторой опаской. Есть мнение, что придуманная им страна зла под названием Мордор, окруженная неприступными горами, в чем-то списана с СССР с его железным занавесом. И вдруг — влюбленные в фэнтезийный спектакль советские актеры, которые весело с восторгом изображали гномов и эльфов.

Более того пьесу для постановки написал Яков Гордин, нынешний главный редактор журнала «Звезда». А музыку к телеверсии «Баллады» создавал композитор Владислав Успенский.

Репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

В кожаный колет и черный бархатный плащ Николай Иванов облачался, чтобы выйти на сцену волшебником Гэндальфом в одном из самых легендарных спектаклей ТЮЗа Корогодского — «Баллада о славном Бильбо Бэггинсе».

Актеры 30 лет назад настолько прониклись атмосферой мира фэнтэзи Толкиена, что вспоминают о нем до сих пор. На сцене появлялись гоблины, эльфы, дракон… Ирина Соколова была Королем гномов.

Ирина Соколова, народная артистка России: «С каким упоением мы играли. Все эти гномы, очень тяжелые костюмы, какие-то бороды, бицепсы надевали. Я играла Торина — глава гномов».

Зиновий Корогодский, чтобы вовлечь зрителей в мир Толкиена, просил играть не сказку, а кельтское сказание.

Николай Иванов, народный артист России: «Мы играли сагу. Можно сказать, что мы были первооткрывателями на сцене детского театра жанра фэнтези. Потому, что это был спектакль на уровне хорошего фэнтези».

Николай Иванов говорит, что тогда с упоением читали первый перевод «Хоббита». И только через много лет увидели американский мультфильм, который разочаровал. Их спектакль был не только убедительней, он был наполнен философией Толкиена. Несмотря на сложность воплощения на сцене, фэнтэзи становилось реальностью.

Данила Корогодский, художник-постановщик спектакля «Баллада о славном Бильбо Бэггинсе»: «Все равно та старая вера в простые прямые театральные сговоры очень сработала. Потому, что там было огромное количество писаных декораций, задников Чуть ли не девять штук».

С этого эскиза Данилы Корогодского, где он изобразил гнома Киле, начиналась сценическая жизнь героев Толкиена. Дети настолько проникались жизнью невероятных существ, что изображали их и приносили в театр. Это Голум, который произносил свою знаменитую фразу «Моя прелесть», вошедшую во вторую часть произведения «Властелин колец».

Но не только ленинградский ТЮЗ нашел произведение Толкиена гениальным для воплощения. Спустя несколько лет на Ленинградском телевидении снимается спектакль. Владимир Латышев поставил «Сказочное путешествие мистера Бильбо Бэггинса Хоббита». Телепостановка стала первым экранным воплощением произведения Толкиена, где появились актеры, а не анимационные персонажи.

Иван Краско не видел фильм более 20 лет. Народный артист с удовольствием пересмотрел знакомые кадры. Краско был Гэндальфом, Зиновий Герд от автора, Хоббита играл Михаил Данилов. Там также играли Анатолий Равикович и Игорь Дмитриев. Появление произведений малоизвестного у нас автора актер объяснил просто.

Иван Краско, народный артист России: «Я думаю, что тогда не стоял вопрос об авторских правах. Понятия не имели, что нужно платить еще какому-то Толкиену. Зачем? Это все было гораздо проще».

Телеспектакль снимали в 7-й студии Ленинградского телецентра. В 85-м году это был один из самых оснащенных аппаратно-студийных блоков на советском ТВ.

На этом спектакле впервые применили новую технологию двойной рир-проекции. Актеров снимали на синем фоне. И затем изображение могли накладываать не только за персонажем, но и перед ним. Делалось это с помощью второй рир-проекции. Так на советском ТВ делали «Хоббита». В эпоху докомпьютерной графики это был прогресс.

Но появление таких новаторских постановок объяснялось не только отсутствием в СССР авторских соглашений с США. И в театре, и на телевидении активно искали интересный материал. И ради юных зрителей находили ресурсы на затратные постановки. Сегодня авторские права могут являться препятствием для реализации новых идей. Но самое печальное, что они теряют оригинальность.

Читайте также