Игра в одни ворота в прошлом: российский плутоний останется в хранилищах

09.10.2016, 20:20

Видеосюжет: Роман Соболь
Видео программы «Акценты недели»

Владимир Путин распорядился приостановить соглашение с США об утилизации плутония из-за недружественных действий Вашингтона в отношении России. Одно из предъявленных требований — предоставить четкий план по необратимой утилизации избыточного плутония. Это симметричный ответ на действия США, решивших изменить единую технологию, которую Москва соблюдала 16 лет.

Из 34 тонн оружейного плутония можно сделать 5666 атомных бомб, аналогичных печально известному «Толстяку». Эту 20-килотонную бомбу американцы сбросили в августе 1945 года на Японию, убив 75 тысяч жителей Нагасаки. 16 лет назад Россия и США договорились начать сокращение своего ядерного потенциала. Сошлись на том, что каждая страна имеет по 34 тонны лишнего плутония-239 и с 2018 года приступит к его уничтожению на паритетных началах. То есть на каждый сожженный нами килограмм этого радиоактивного металла американцы должны ответить соответственно.

Утилизировать оружейный плутоний можно разными способами. Загвоздка в том, что его нельзя зарядить прямо в реактор. Плутоний слишком активен. Чаще всего его смешивают с ураном, получая так называемое MOX-топливо. Но и на этом топливе могут работать лишь реакторы на быстрых нейтронах. Когда в 2000 году американцы подписывали договор об утилизации плутония, они надеялись такой реактор построить. Затратили 8 миллиардов долларов и 16 лет — не получилось. Американские атомщики запросили еще 18 миллиардов долларов и 5 лет отсрочки. А в России такой реактор запустили еще в 2015 году, и обошелся он в 100 раз дешевле.

Что же касается американских обязательств, то Сенат счел бюджетные траты слишком большими и закрыл финансирование программы. На разоружение денег нет, зато Вашингтон легко находит средства для других целей, например, на программу модернизации стратегических ядерных сил, стоимость которой составляет порядка 80 млрд долларов.

При таком раскладе строгое выполнение Россией своей части договора по утилизации плутония-239 потеряло всякий смысл.

Впрочем, в Вашингтоне тут же заявили: они опечалены решением Москвы о выходе из этого соглашения. Мол, русским все же следует безвозвратно сжечь излишки плутония, притом что американцы его сжигать не будут — они его закопают и сделают вид, что проблема решена.

Владимир Троянов, главный технолог госкорпорации «Росатом», руководитель рабочей группы по сотрудничеству с США в области научно-технического развития в ядерной сфере: «Это, в общем, обман. Потому что они предлагают этот плутоний с чем-то там замешать и на захоронение положить. Но это точно означает возможность возврата его обратно, так называемый возвратный потенциал».

Владимир Путин, подписав указ о приостановке соглашения по утилизации плутония, отметил, что Россия не собирается делать из него новые бомбы. Он как лежал в хранилищах, так и будет лежать. Да и деньги, затраченные на строительство реактора на быстрых нейтронах, не пропадут даром. Блоку БН-800, установленному на Белоярской АЭС, нет равных в мире. Все площадки, где предполагалось работать над утилизацией плутония-239, легко перепрофилируются на выпуск обычного топлива для АЭС.

На этой неделе было прекращено действие еще одного соглашения — о сотрудничестве между «Росатомом» и Министерством энергетики США в сфере ядерных исследований. Впрочем, это и так был «мертворожденный проект». Вашингтон еще в 2014 году объявил осуществление этого сотрудничества невозможным.

Американские политики подложили своим ученым изрядную свинью. В России проводилось множество фундаментальных исследований по заказам из США. Конечно, и наши разработчики были затронуты, когда эти контракты разорвались, но в большей степени из-за чьих-то политических амбиций пострадала вся мировая наука, вся ядерная энергетика.

Россия готова вернуться к полноценному сотрудничеству с США в сфере ядерной энергетики, но на жестких условиях.

Подробности — в репортаже корреспондента НТВ Романа Соболя.

Читайте также