Журналисты НТВ раскрыли новые схемы обмана покупателей в автосалонах

26.08.2016, 02:59

Видео программы «Итоги дня»

Новые способы мошенничества автодилеров помогают им обмануть сотни людей, пытающихся сэкономить при покупке автомобиля.

В Москве около десятка уголовных дел возбуждены против автосалонов. Сотни пострадавших пытаются добиться справедливости и вернуть свои деньги. Как автомобили, которым красная цена сто тысяч рублей, продают за миллион? И как мошенникам удается отвести глаза даже опытным автомобилистам? И почему при этом доказать обман практически невозможно, разбирался корреспондент НТВ Алексей Квашенкин.

Автосалон закрывали с фейерверком. Казалось бы, всё в их работе должно было насторожить: на охраняемую площадку попасть можно только по звонку, цена ниже рыночной. Но набралось полсотни человек, которые вместо машины без пробега купили автохлам.

Владимир вспоминает, что все было разыграно, как по нотам: оформление затянулось допоздна, менеджеры все время менялись. В итоге почти за полмиллиона его вынудили забрать 12-летнюю рухлядь, красная цена которой — меньше 100 тысяч. Владимир сам не понял, в какой момент подменили страницу в договоре, и он оказался должен вдвое больше.

Сергей Бажнев, сотрудник отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УВД: «Маскируется это различными способами: „техническая ошибка“, „мы ошиблись в номере“, „подпишите здесь то же самое“. И, соответственно, сумма новая на порядок выше».

На самом деле это обновленная схема середины 2000-х годов — многоступенчатая комбинация, о которой важно знать заранее.

За этой машиной Анна приехала из Петербурга в Москву. Та же схема: многочасовое ожидание, духота, конец рабочего дня, и вдруг «надо все срочно подписать».

Анна Артюхова, пострадавшая: «Быстро-быстро, не дали совершенно изучить документы, мы подписали. И всё. Мне сказали, это не окончательный документ, документы вы получите в банке».

И только в банке выяснилась окончательная сумма договора. Вместе с автоюристом мы пробуем пройти путь незадачливого покупателя. На сайтах объявлений находим новую машину в богатой комплектации по цене базовой. Сразу несколько подобных объявлений ведут к одному и тому же продавцу.

Дмитрий Славнов, юрист: «Цены ниже чем у официального дилера, что должно насторожить покупателя».

В салоне, куда нас привело самое выгодное на рынке предложение на сайте бесплатных объявлений, машины в наличии есть. Но важно, что будет на бумаге.

Черной машины, которую мы бронировали, в салоне не оказалось. Зато есть сразу две серебристых за ту же цену. И продавца совершенно не волнует, что комплектация другая. Попутно выясняем, что надпись «официальный дилер» не относится к отечественному заводу. На сайте названного автоконцерна этот салон не указан среди их официальных дилеров.

Но пора читать договор. И вот тут самый важный пункт: предоплата (а это, кстати, полная сумма автомобиля) оформляется как задаток. Это принципиальный момент: большинство пострадавших не могли разорвать договор и забрать деньги именно из-за подобного пункта в документах.

Виктор Ганчинский, пострадавший: «В договоре написано, что в случае отказа от покупки я должен салону сто тысяч с той суммы, которую уже внес».

Горячую линию Роспотребнадзора просто завалили звонками люди, умоляющие о помощи, которые не могут расторгнуть навязанный им договор.

Любовь Куракина, врио начальника отдела надзора в сфере защиты прав потребителей Роспотребнадзора: «Договоры в автосалонах прорабатывают их юристы, которые вводят формулировку такую, как задаток. По гражданскому законодательству задаток не возвращается. С этим потребителю надо быть аккуратным».

А в автосалоне продавец уверяет нас, что это лишь ничего не значащая формальность. Но автоюрист предупреждает: как только мы заплатим деньги, дальше все будет развиваться по знакомому сценарию.

Подробности — в репортаже «Итогов дня».

Читайте также