«90-е возвращаются»: коллекторы раскритиковали ограничивающий их законопроект

21.02.2016, 19:50

Видео программы «Акценты недели»

Первые легальные коллекторы появились в России недавно — в 2004 году. Непростая экономическая ситуация заметно прибавила им работы, только за последний год просроченная задолженность россиян увеличилась более чем на 20%. Теперь она составляет 860 миллиардов рублей.

Идею коллекторов позаимствовали в США вместе с терминологией. Soft collection — мягкий вариант, когда с должником устанавливают телефонный контакт, а hard collection — жесткий, когда коллектор едет к должнику в гости и в красках объясняет ему финансовые и легальные последствия невозврата. Это в теории.

У нас же на практике проблемы начинаются уже на этапе soft — не просто звонок, а пять звонков в два часа ночи. Жесткий этап — это когда должнику для начала разукрашивают подъезд, потом заливают клеем дверной замок, а порой дело доходит до физической расправы. Но для такого есть Уголовный кодекс.

А как быть с действиями, которые оказались в «серой зоне»? Скажем, когда коллектор «пробивает» должника по соцсетям и сообщает о долге всем его друзьям. Новый закон призван внести полную ясность в вопрос, что можно, а чего нельзя. Коллектор может звонить должнику, но только с 8:00 до 22:00 и не чаще двух раз в неделю. Он может приезжать к нему домой, но не чаще раза в неделю.

Коллектору запрещено применять физическую силу и угрожать должнику, оказывать психологическое давление и повреждать имущество. Запрещено сообщать о долге родственникам и сослуживцам, размещать сведения о долге в Интернете или вывешивать их на здании. Запрещено использовать при звонке устройства, скрывающие номер. Запрещено взаимодействовать с несовершеннолетними и недееспособными. Коллектор обязан три года хранить документы и аудиозаписи, фиксирующие общение.

Наконец, коллектором не может быть человек с уголовным прошлым. Все коллекторские компании включат в госреестр. За нарушения их будут штрафовать на 2 млн рублей.

Защитники прав потребителей закону аплодируют — грядет новая эра в отношениях коллектора и должника.

Михаил Беляев
, руководитель банковской секции Финпотребсоюза: «Я думаю, он скажется самым положительным образом, поскольку хотя коллекторы у нас есть, есть такая профессия, и она не сходит в последнее время со страниц газет, они нигде в правовых документах не прописаны. Когда выйдет этот закон, коллекторы наконец получат законные и легальные основания для своей работы».

Итак с недобросовестными коллекторами разобрались, а как быть с недобросовестными должниками? Не получится ли, что долги теперь возвращать не надо? Озабоченность вызывает положение, по которому банкам запрещено передавать коллекторам данные заемщика без его письменного согласия уже после того, как допущена просрочка.

Борис Воронин, директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств: «Понятно, что никакой должник за редким исключением не будет соглашаться на контакт с ним каких-то еще лиц, зачем ему соглашаться? Поэтому это означает по сути запрет на профессиональных взыскателей. Поскольку сами по себе эти сотни миллиардов долгов никуда не денутся, то какую-то часть коллекторов заместят бандиты и хулиганы. То есть 90-е годы возвращаются».

Коллекторы согласны, что закон, регулирующий бизнес, нужен, но считают, что с водой выплеснули и ребенка. Впрочем, законопроект — это еще не закон. Будем надеяться, что в финальной версии удастся найти баланс интересов кредитора и должника.

Подробности — в программе «Акценты недели».

Бесчинства коллекторов: защитит ли от них новый закон

Новости по теме

Читайте также