Экстрадиция состоялась

12.05.2009, 15:22

Видео программы «Сегодня»

В Мюнхене приземлился самолет, на борту которого находится человек, причастный, по некоторым данным, к гибели 29 тысяч узников.

В Мюнхене приземлился самолет, на борту которого находится человек, причастный, по некоторым данным, к гибели 29-ти тысяч узников. Ивана Демьянюка обвиняют в том, что во время Второй мировой войны он был надзирателем в немецких концлагерях и лично участвовал в расправах над заключенными.

История с его экстрадицией длилась довольно долго. Адвокаты настаивали, что 89-летний Демьянюк может не вынести перелет из США в Германию. Из Мюнхена подробности передает собственный корреспондент НТВ в Германии Андрей Шилов.

Встречали Демьянюка в аэропорте Германии так же, как и провожали, а именно с машинами «скорой помощи». Состояние здоровья обвиняемого Ивана Демьянюка было одним из главных аргументов его адвокатов в Соединенных Штатах, которые говорили, что просто он не вынесет перелета.

Поэтому его и из дома в Кливленде, и из аэропорта везли на машинах «скорой помощи». А сам самолет, на котором он совершал этот достаточно долгий полет через Атлантику, был оборудован как больничная палата. Пресса уже описывала огромное количество медицинского оборудования, которое там оставили. Там даже была специальная сиделка.

С медицинской точки зрения там организовали все, чтобы ничего не случилось. Журналисты смогли убедиться, самолет прибыл в Мюнхен. В аэропорту Демьянюка переместили из самолета в машину, увезли в тюрьму, которая располагается совсем недалеко. Официального сообщения о том, что он уже в тюрьме, пока не поступало, но понятно, что он уже прибыл.

Все журналисты ждут, когда же ему будет предъявлено обвинение. Это то, чего так долго добивались немецкие власти. Говорилось о 20 страницах этого документа, который будет ему зачитан, то есть сначала постановление об аресте, а затем будет суд.

Что очень важно: суд будет не только на основе архивных документов, на этот суд приедет живой свидетель — Томас Блатт, 83-летний человек, который тоже прилетает из Соединенных Штатов. То есть на процессе будут оба этих человека — одному 89, другому 83. Одного обвиняют в том, что он был охранником в концлагере Собибор. А другой — человек, который находился в этом концлагере в качестве заключенного, но ему удалось бежать. Тогда он был подростком.

И вот эти обвинения живого человека, у которого погибли в лагере родители, у которого погиб младший брат, а сам он бежал, будут, очевидно, главным в этом процессе. Пострадавший будет лично опознавать Демьянюка и рассказывать о том, что происходило в лагере Собибор.

Это главное отличие между теми процессами, которые над Демьянюком уже были. Ведь дело в том, что Демьянюка уже судили в Израиле. Тогда его приговорили и потом опять оправдали. Однако теперь у немецкой стороны появились дополнительные обвинения.

Можно сказать, что это вообще другое дело. Хотя обвиняемым остается все тот же Демьянюк. Да и дело его длиться уже 30 лет. На израильском процессе его как раз обвиняли в других преступлениях. Там даже речь шла о другом лагере — Треблинка, а сейчас речь идет о Собиборе. На прошлом процессе Демьянюку даже выносили смертный приговор. Обвиняемый несколько лет ждал, когда же приговор приведут в действие, но потом это решение суда отменили.

Демьянюку в концлагере дали прозвище Иван Грозный, которое гуляло по прессе и гуляет до сих пор. Было решено на основе советских архивных документов, что Иван Демьянюк и Иван Грозный — это разные люди. Сейчас совершенно другое дело.

Хотя смысл обвинений по-прежнему тот же самый. Демьянюка обвиняют в зверствах во время Второй мировой войны, когда он был охранником в концлагере. В этом его, кстати, впервые обвиняет Германия, поскольку в Израиле речь шла об обвинениях со стороны другого государства. В этот раз должны обнародовать серьезную обвинительную базу, которую подготовили здешние следователи.

В Мюнхен он прилетел потому, что именно на территории Баварии находился какое-то время после войны. Соответственно, он подпадает под юрисдикцию. Возможно, что этот процесс, который начинается уже так громко, за которым так внимательно следит пресса, станет и последним громким процессом над человеком с обвинениями в таких серьезных, нацистских преступлениях. Возможно, что это будет последним процессом над нацистским преступником. Живым нацистским преступником в истории.

Читайте также