Сергей Аксёнов: Украина готова досаждать крымчанам, даже доставляя неудобства собственным жителям

24.12.2015, 00:10

Видео программы «Поздняков»

Интрига под занавес года: неужели между Симферополем и Москвой из-за федеральной целевой программы по развитию Крыма пробежала черная кошка? Что еще предстоит сделать для энергобезопасности полуострова и как в республике идет чистка власти от коррупционеров?

И наконец, когда туристам обеспечат в Крыму достойное качество отдыха по достойной цене, не хуже, чем в Турции или Египте? Об этом Кирилл Поздняков поговорил с главой Республики Крым Сергеем Аксёновым.

Об энергетической независимости от Украины

Поздняков: Как работают нитки энергомоста с материка?

Аксёнов: Работают в штатном режиме. Подают ежедневно от 360 до 400 мегаватт электроэнергии с материковой части Российской Федерации. Сегодня основная задача, которую ставил президент, я имею в виду с точки зрения сроков выполнения этой задачи, выполнена. Следующие две нитки будут открыты в следующем году, ориентировочно, апрель-май месяц. Но думаю, с учётом поручений главы государства, я думаю, что чиновники в том числе ускорят все работы по введению в строй этого энергомоста. Это будут третья и четвёртая нитки, которые дополнительно должны ещё 400 мегаватт нам дать…

С точки зрения развития, конечно, процесс будет завершён тогда, когда будут построены две электростанции — одна в Симферополе, одна в Севастополе. Ориентировочно одна из станций — в конце 17-го года, вторая в 18-м году должны быть введены в эксплуатацию и соответственно дать ещё около 900 МВт электроэнергии Республике Крым. То есть это наш запас мощности на развитие республики…

Подлые действия (теракт с украинской стороны — Прим. ред.), конечно, ожидались и прогнозировались. Но тем не менее, не ожидали, что будут приняты такие решения, которые нанесут ущерб и жителям Украины — жителям Херсонской и Николаевской области, которые частично тоже остались без света. То есть, получается, всё равно абсолютно было, каким способом досадить крымчанам, в том числе и доставив неудобства собственным жителям.

Об инвестиционной непривлекательности

Поздняков: С точки зрения инвестиционной привлекательности стал Крым более продвинутым регионом или туго дело идёт?

Аксёнов: Проблем много, действительно, в этой отрасли. Прежде всего недостаточно квалифицированных кадров, которые умеют работать с инвесторами. Не могут, действительно, системно подготовить документы, необходимые для оформления инвестпроекта. То есть здесь нам нужно учиться и учиться, перенимать лучшие практики.

Сегодняшняя ситуация с тем, что мы не можем на определённом этапе сейчас выдавать техусловия на подключение к сетям к электрическим в связи с тем, что мы пока ограничены в мощности, — это тоже не лучший ход, я имею в виду с точки зрения привлечения инвесторов.

Мы понимаем, что выйти без потери из такой ситуации, которая была на протяжении последних полутора лет, не получалось бы так или иначе. Пусть это будет максимальное, что враги смогли нам сделать, попытаться нанести нам ущерб. Мирное небо есть, Российская Федерация, Вооружённые силы нам всё это обеспечивают. Люди прошли через испытания в том числе 90-х годов, когда свет Украина отключала, и был дефицит электроэнергии. Они сегодня говорят: «Мы всё понимаем, готовы терпеть. Понимаем, ради чего боролись. Так или иначе родину на свет не меняем. Поэтому будем исходить из того, что сегодня у нас есть, из наших возможностей реальных».

О профессионализме и коррупции

Поздняков: Власть справляется с поставленными перед ней задачами? Или скажем так: вы абсолютно уверены в том, что каждый член вашей команды соответствует тому управленческому уровню, который требуется для решения этих задач?

Аксёнов: Ну конечно, нет. Сто процентов, что не соответствует, может быть, даже половина, а может, и большая часть — мне сложно сейчас сказать.

Время сложное. Сегодня реально требуются антикризисные менеджеры, способные быстро принимать правильные управленческие решения. Поэтому здесь нам еще учиться и учиться и, конечно, еще вычищать. И с точки зрения антикоррупционных мер еще не все вычищены деятели, которые хотят сегодня заработать за счет народа.

Поздняков: Примерно треть жителей Крыма считают, что уровень коррупции в регионе достаточно высокий. При этом одно из объяснений, которое звучит, это, собственно говоря, то, что власть не меняется. Элита осталась прежней. И с этим и связаны коррупционные процессы.

Аксёнов: Власть и невозможно было поменять в полном объеме. После того, как был проведен референдум, все должностные лица, которые работали в органах власти, на 95 процентов перевелись в органы власти Российской Федерации. И только естественным путем, я имею в виду с точки зрения отсеивания тех людей, которые замешаны в коррупционных каких-то моментах, те, которые не справляются со своими обязанностями, только вот в таком порядке можно в данном случае вычистить ситуацию.

Я, наверное, один из губернаторов, кто отстранил наибольшее количество чиновников во время этого периода. Я лично 44 должностных лица, причем в прямом эфире, уволил на заседаниях правительства, выгнал их просто с заседания. В связи с тем, что они не справляются по тем или иным причинам со своими должностными обязанностями.

То, что решают еще вопросы за деньги — это везде есть, и у нас есть в том числе, не больше и не меньше, чем в других субъектах Российской Федерации. Но тем не менее, еще внизу мы коррупцию не побороли. Я могу сказать, что вертикальных схем сбора средств, как это было при правительстве донецком, когда первое лицо обозначало, и все министры сдавали, сегодня нет. Это я гарантирую и могу с ответственностью сказать за себя лично: взяток не беру и не лоббирую никакие вопросы предприятий, приближенных или удаленных от меня.

Все, кто не понимает, что мы вернулись на историческую родину с другими намерениями, ну, всем, я думаю, разъяснят правоохранительные органы, будут сидеть все без исключения. Если даже таким путем придется посадить большое количество чиновников заслуженно, со справедливыми обвинениями, никто перед этим не остановится, и я лично буду поддерживать правоохранителей в этой работе.

О плохом освоении выделенных Крыму средств

В связи с теми или иными причинами, причем, может быть, которые совершались в том числе по вине крымских должностных лиц, федеральная целевая программа просто буксует на ровном месте. Значит, надо что-то поменять… Раз результат на сегодняшний день такой, что деньги, которые должны были начать осваиваться в феврале, мы начинаем осваивать в декабре, значит, наверное, мы что-то не то делаем.

Если мы из 15 миллиардов по итогу довели до подрядчика 300 миллионов, то я могу сказать, что в принципе это практически ноль.

С точки зрения процедур, поверьте, там еще много будет вопросов. Можно говорить что угодно о наших должностных лицах, но тем не менее, многие процессы, которые в Российской Федерации, на материке, адаптировались в течение 3–5 лет в регионах, — наших чиновников мы, извините, через колено ломаем и заставляем сделать это через полгода, несмотря на то, что они вообще в другом жили законодательстве. И (надо) обучить десять тысяч человек работать с новым инструментом — должностных лиц федеральных органов власти и муниципальных. Но тем не менее, мы успешно в этом процессе продвигаемся.

Федеральная целевая программа не уменьшена в объеме. А в связи с тем, что определенные процедуры затянулись, она просто растянута на несколько лет. То есть мероприятия 15-го года будут реализованы в 16-м.

О «гонениях» на крымских татар

Сплошная ложь. Ну что комментировать домыслы каких-то деятелей, которые никогда в Крыму не были? Когда приезжает западная пресса сюда, я им всем предлагаю эксперимент провести, что я готов с вами один, без охраны поехать в любой крымско-татарский поселок, вот сейчас сесть за руль, и мы походим, если вы гарантируете, что вы потом не порежете этот сюжет. Ну чтобы я время на вас не тратил. Но пока никто экспериментировать не согласился.

Что касается здесь просто граждан, на улицу вы выйдите, я готов побиться об заклад, что минимум девять из десяти скажут, что проголосовали правильно, и еще бы, если пришлось бы сто раз проголосовать, еще бы это сделали.

О курорте Крым

Мы никак не могли за год поднять экономику на такой уровень, чтобы сейчас отремонтировать, привести в порядок и создать сервис на территории наших объектов рекреации такой же, как в Турции или в Египте, которые к этому 20 лет шли и, соответственно, на туристах в принципе росли. Турция-то выросла на российских, украинских туристах, которые ездили туда за ширпотребом, ввозили сюда и поднимали турецкую экономику.

В нынешней ситуации Крым не может развиваться как рядовой субъект Российской Федерации по одной причине — ни в одном субъекте нет столько ограничений на сегодняшний день, как у нас. У нас нет международных рейсов в аэропортах, нет международных рейсов в портах, всех инвесторов, которые заходят сюда под своим именем, преследуют на Западе и так далее. И таких нюансов с точки зрения того, что нет воды, что свет у нас подается на сегодняшний день по расписанию, ни в одном субъекте нет. Я уже не говорю о тех задачах единоразовых, которые связаны с переоформлением недвижимости, земли и так далее. Конечно, хотелось бы и особого регулирования, и каких-то особых законодательных мер для того, чтобы Крым мог одновременно так же развиваться. И туристическая база без оборотных денег прорывных никаких вещей не сделает. А оборотных денег пока, к сожалению, дешевых нет для того, чтобы можно было без проблем взять кредиты. До тех пор, пока вся экономика уже не заработает так, как она должна работать в мирное время, со всеми вытекающими последствиями и с учетом особого статуса Крыма, прорывных каких-то моментов не будет.

Но, тем не менее, в Крыму все равно достаточно объектов инфраструктуры рекреационной, которые могут принимать туристов и обеспечивать достойный сервис. Из 625 частных санаториев в половине, наверное, все-таки смогут обеспечить если не на уровне турецком, то близко к нему так или иначе.

Есть опять же сложности в связи с тем, что сезон короткий, и раньше наши туристические объекты не были нацелены на то, чтобы круглый год предоставлять услуги, в том числе и диагностического характера, связанные с медицинским направлением. Никто этим никогда просто не занимался. И опять же, на перевооружение требуется время.

Мы свои минусы в этой части понимаем, не идеализируем ситуацию. У нас задача не в том плане, чтобы сейчас все сюда приехали и разочаровались, а наоборот, лучше мы недополучим определенный поток туристов, но не обманем ни одного клиента. Чтобы человек, купив путевку даже в трехзвёздочный отель, понимая, что он едет в «три звезды», приехал и не увидел там разруху.

Новости по теме

Читайте также