Стать королем настольного государства

11.03.2009, 13:47

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге готовится к изданию книга об оловянных солдатиках, ставших для многих не только забавой, но и семейной историей.

Картонные домики, города и оловянные солдатики. В Санкт-Петербурге готовится к изданию книга об игрушках, ставших для многих не только забавой, но и семейной историей. Ее так и назвали «История моих солдатиков».

В книге описаны правила и история детского развлечения дореволюционной России, а также трагические события 1930-х. Предисловие написал Георгий Велинбахов — главный герольдмейстер, который до сих пор является страстным игроком в оловянные солдатики. Это игра Илирия, которая появилась 97 лет назад.

Как стать королем страны, сделанной своими руками, узнал корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Отец Рюрика Попова был арестован в 1935 году. Потом в Сибирь сослали всю семью. Как говорит художник, после убийства Кирова в Ленинграде, так называемых неблагонадежных семей оказалось несколько десятков тысяч.

На самом деле в своей книге «История моих солдатиков» Попов описал историю своей семьи. Удивительно, что, пройдя ссылку, семья смогла сохранить некоторых оловянных солдатиков и игрушечные домики как реликвию о дореволюционной детской затее Поповых — отца и дяди Рюрика Борисовича. Братья Александр и Борис за игрой в солдатики часто ссорились, и тогда родители предложили каждому из детей создать свою армию.

Страна оловянных жителей Илирия возникла 1912 году. Играть в настольное королевство начал еще отец Рюрика Попова. Дома делались собственноручно членами семей.

Например, таверна сооружена по образцу старой дореволюционной немецкой игры. В традиции петербургской семьи было не только возводить дома для своей страны, но и отливать оловянных подданных.

На страницах книги, которую готовит «Детгиз», есть главы, посвященные отливке моделей. Попов иногда делает копии с интересных образцов. Например, с нюрнбергских старинных солдатиков XIX-начала XX веков, которые сохранились в одной из частных коллекций. Свое собрание в 1200 единиц оловянных жителей, оставшееся от отца, Рюрик Борисович коллекцией не считает. По его мнению, это только игра.

Рюрик Попов, художник: «Страна тети Вали перешла Людаше, моей сестре. Они с папой были союзниками, потому, что у тети Вали была маленькая страна, и она боялась нападения дяди Шуриной страны».

Дед Рюрика Попова, присяжный поверенный, арендовал до революции на Звенигородской улице большую квартиру, где только детская была 42 метра. Там и разворачивались настоящие бои.

Некоторые оловянные фигурки имеют необычную историю. Автор книги подробно описал и изобразил каждого жителя своей страны.

Рюрик Попов, художник: «Мне подарили фигурку конного Бура. А Бур мне ни к чему, тем более один. Меня осенило. И я сделал формочку и вылил семь штук. Раскрасил их так, как были одеты герои фильма „Великолепная семерка“».

В этой игре существуют четкие правила, которые соблюдаются с 1912 года. В нее играли известные петербуржцы. Государственный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов тоже, оказывается, увлекался Илирией.

Один знакомый американец, узнав от Попова про игру, рассказал Рюрику Борисовичу интересные подробности. Оказывается настольное государство соблюдает английские правила.

В семье Поповых гувернанткой работала, немка по происхождению. Возможно, она и научила детей играть в солдатики именно так. Художник и на девятом десятке не может не играть в свою Илирию. Во второй комнате он строит ещё один город.

Рюрик Попов надеется, что книга, если не поможет возродить добрую традицию петербургских семей, то поведает занятную историю. О том, как стать королем страны, созданной своими руками.

Читайте также