У берегов Владивостока нашли затонувший американский буксир со звездой Давида

23.08.2014, 08:57

Видеосюжет: Сергей Анцигин
Видео программы «Сегодня»

В приморской столице любители дайвинга с головой окунулись в разгадку тайны буксира «Раутан». Затонувшее американское судно было найдено во время одного из обычных погружений. Опознали его по сохранившейся надписи на правом борту.

Обычный курс для начинающих дайверов неожиданно обернулся научно-исследовательской экспедицией. Обучая технике погружений недалеко от побережья Владивостока, опытный инструктор разглядел на дне очертания затонувшего судна. К морю с тех пор всю группу словно магнитом притянуло. Нырять стали чаще, попутно уже усвоили почти все премудрости водолазного дела.

Отныне каждое свое погружение дайверы фиксируют на подводную видеокамеру. Судно находится на мелководье, глубина — не больше пяти метров. Корпус сильно проржавел и покрылся толстым слоем ракушек, а это явный признак того, что на дне он пролежал не один десяток лет. Инструктор, в прошлом специалист кораблестроения, по одним лишь очертаниям определил: перед ним затонувший морской буксир. Предположения подтвердились.

Название буксира удалось прочесть на уцелевшем якорном шпиле. Как передает корреспондент НТВ Сергей Анцигин, вместе с надписями на нем хорошо сохранилось изображение, похожее на звезду Давида. Можно предположить, что американские судостроители были еврейского происхождения. Во всяком случае, подобным образом уважение к своим корням демонстрировали и основатели известной автомобильной компании из Соединенных Штатов — братья Додж, в верхней части радиатора любой машины они размещали фирменную эмблему, в основе которой знаменитый символ Израиля.

Подводной находкой дайвинг-инструктор заинтересовал коллег из Русского географического общества, составляющих карту затонувших на Дальнем Востоке кораблей. Историки выяснили, что «Раутан» был одним из 15 морских буксиров, поставленных Америкой Советскому Союзу во время Второй мировой войны по программе ленд-лиза. Через порты Дальнего Востока в страну шла львиная доля военных и продовольственных грузов.

Швартоваться к пирсу крупным транспортным кораблям, преодолевшим Тихий океан, помогали суда, подобные буксиру «Раутан». После войны боевые и гражданские корабли, предоставленные союзником, ждала самая разная судьба, но строго по условиям договора.

В мирное время американский буксир прослужил советскому флоту еще 30 лет. Такие суда называют обычными тружениками порта, о которых не принято слагать легенды. Однако «Раутан», видимо, стал исключением из правил. У местных историков нет достоверных сведений о том, почему же буксир все-таки затонул. По одной версии, он потерял остойчивость и потерпел крушение, по другой, ушел на дно, когда его списали и разобрали на металлолом.

Чтобы разгадать тайну гибели буксира, членам Русского географического общества предстоит потратить немало времени в исторических архивах.

Читайте также