Совет Евросоюза решает судьбу экономических санкций против России

22.07.2014, 14:21

Видео программы «Сегодня»

В Брюсселе открылось заседание Совета Евросоюза по иностранным делам. Как ожидается, речь на нем пойдет о разработке правовой базы для возможного введения против России так называемых санкций третьей фазы.

Единого мнения по вопросу введения ограничений в отношении отдельных секторов российской экономики среди участников Совета Евросоюза нет. Более того, как передает из Брюсселя корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг, ситуация развивается столь стремительно, что прогнозировать что-либо в начале встречи невозможно.

Точно можно сказать лишь одно: на ситуацию влияют не столько переговоры в Брюсселе, сколько события, которые сейчас разворачиваются на юго-востоке Украины вокруг обломков малайзийского Boeing.

Еще до этой трагедии, в ночь на четверг, 17 июля, лидеры ЕС не без давления со стороны США действительно согласовали расширение санкции против России. Европейскому инвестиционному банку и Банку реконструкции и развития, в частности, предписывалось остановить финансирование новых проектов в России. Кроме того, ряд программ Европейского союза в России должен был быть свернут.

А самое главное — ЕС решил вновь расширить список лиц, которым закроют въезд в Евросоюз и заблокируют их счета. Впервые, по образцу США, этот список должен был пополниться целыми компаниями. В частности, теми, что инвестируют в экономику Крыма.

Тогда в Брюсселе без особой радости констатировали, что речь идет о постепенном переходе к экономическим санкциям против России.
Останется ли этот переход постепенным после трагедии, случившейся с самолетом на прошлой неделе, большой вопрос. В отличие от российской стороны, Европа все больше склоняется к тому, что ответственность за сбитый малайзийский Boeing лежит на тех, кого в Москве называют ополченцами, а в Брюсселе — пророссийскими сепаратистами.

Глава немецкого МИД Франк-Вальтер Штайнмайер только что заявил, что катастрофы можно было бы вообще избежать, если бы все стороны конфликта придерживались договоренностей, которые были достигнуты на совместной берлинской встрече министров иностранных дел, и если бы Россия «реально содействовала тому, чтобы границы с юго-востоком Украины были закрыты».

Франк-Вальтер Штайнмайер, министр иностранных дел Германии: «В Европе скорбят по жертвам трагедии, но одновременно возмущаются тем, как цинично и безобразно сепаратисты обращаются с останками погибших. Вся Европа и мы, немцы, стремились к тому, чтобы сгладить ситуацию. Нас нельзя упрекнуть в неготовности к диалогу. Мы все время пытались усадить конфликтующие стороны на стол переговоров, последний раз на встрече глав МИД, в которой участвовал и российский министр иностранных дел. Тем не менее Россия так и не выполнила в должной мере обязательства, которые она на себя брала».

На Россию ЕС возлагает вину еще и в том, что до недавнего времени Москва якобы не влияла на руководство самопровозглашенных республик и не добивалась предоставления неограниченного доступа к месту трагедии международных экспертов и представителей ОБСЕ.

Активнее всего на резком ужесточении санкций настаивают представители прибалтийских стран, Польши и Великобритании, экономика которой связана с российской меньше, чем, например, немецкая. От поставок российских энергоносителей Великобритания и вовсе почти не зависит. Еще накануне британский премьер Дэвид Кэмерон вслед за Вашингтоном упомянул, что под санкции могут попасть и российские авиакомпании. Например, «Аэрофлот», который летает в Крым. Риторика со стороны Великобритании звучит максимально жесткая.

Филип Хэммонд, министр иностранных дел Великобритании: «Мы, разумеется, довольны тем, что тела погибших возвращаются на родину, и открыт доступ к месту падения самолета. Но нельзя забывать о ситуации в целом. Эта ужасная трагедия случилась, прежде всего, потому что Россия поддерживает сепаратистов на востоке Украины, и туда идет поток тяжелых вооружений из России. И я буду призывать своих коллег принять жесткие формулировки в отношении России».

Многое зависит от мнения Нидерландов, которые явно не заинтересованы, чтобы сейчас, в самом начале расследования, отношения с Москвой были окончательно испорчены. Другие европейские страны опасаются полномасштабной экономической блокадой окончательно загнать ситуацию в тупик. В подтверждении этого Франсуа Олланд уже заявил о том, что Франция, несмотря на всю критику извне, все же поставит, по крайней мере, первый из заказанных Россией вертолетоносцев «Мистраль».

Связанные новости

Читайте также