Роман Кафки в Германии представил режиссер Андрей Могучий. В «Процессе» артисты обнажаются, катаются на велосипеде по небу и танцуют с сатаной у берез.
Драматический театр Дюссельдорфа открыл сезон «Процессом» Кафки в постановке Андрея Могучего. И без того взрывной роман он дополнил экспрессией на крутящейся сцене, судебные приставы катаются по небу на велосипеде, а сиделка танцует с сатаной между берез. Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг осмыслил увиденное.
Это, скорее, похоже на репетицию не артистов, а эквилибристов, да не в театре, а на арене. Уже полгода так начинается каждый день Йозефа К., в миру финского актера Карла Альма.
Карл Альм, актер: «У меня в контракте прописано: запрещено пить алкоголь за 16 часов до прогона. Таня, наша постановщица трюков, сказала, что иначе за меня не ручается».
От падения с пятиметровой высоты до самого финала, весь немецкий спектакль от российского режиссера Андрея Могучего — не буквальное прочтение «Процесса» Кафки, а цирковое шоу на три часа. Размашистая иллюстрация к жуткому сну умирающего героя, ставшего вдруг без вины подсудимым, банковского служащего Йозефа К. Впрочем, Йозефов тут — целая рать, на сцене — сто человек.
Не то остросюжетный триллер, не то рукотворный мираж: из преисподней выезжает хор, в облаках парят судебные приставы, отец подсудимого Йозефа К. плывет на лодке к его адвокату, а сам главный герой засыпает и умирает в объятьях себя же младенца. Кругом во все четыре стороны идет не только сцена, но и зрительская голова. Даже те в зале, кто не читал роман, поражены: как можно было сделать Кафку такой былью?
Казалось бы, добавить в Кафку еще больше сюрреализма, чем в нем уже есть, невозможно. Но режиссер Андрей Могучий взялся смешать мрачную фантазию автора о ничтожности человека в тисках бездушной системы со своей, еще более мрачной.
Театр тут вытекает с подмостков, продолжаясь в зале, в фойе, всюду, как всюду в жизни есть место абсурду. Но так технично препарировать его не удавалось, кажется, еще ни одному режиссеру. Хотя иные критики клеймят спектакль «театральным голливудом», его создатели не согласны: это даже сильнее Голливуда хотя бы оттого, что живьем.