В четверг закончился срок действия СНВ-III последнего ядерного договора между Россией и США, который ограничивал стратегические наступательные вооружения двух сверхдержав. Вместе с ним исчезли взаимные верификации, инспекции и уведомления. А ведь еще минувшей осенью Владимир Путин предлагал придерживаться рамок договора даже после истечения всех сроков. Полный отказ от СНВ российский президент тогда назвал «ошибочным и недальновидным шагом». Но Вашингтон не отреагировал и сделал этот шаг. Завершилась целая эпоха контроля над ядерным вооружением. Обнулилось все, что было наработано больше чем за полвека.
События Карибского кризиса, когда мир стоял на грани, на Кубе знают наизусть. Правду, которую скрывали тогда и не любят вспоминать на Западе сейчас, здесь передают из поколения в поколение. Свидетельства очевидцев, артефакты и трофей тех дней сегодня хранят гаванские музеи.
Ничего так не объединяет, как общий враг. Таким врагом в разгар холодной войны для обеих стран стали США. Кубе нужна была защита от Вашингтона и его попыток уничтожить молодую республику. Для СССР же Остров свободы стал стратегическим плацдармом в глобальном противостоянии с США.
Решение о переброске на Кубу ядерного оружия и военных подразделений стало ответом на провокации США, которые ставили под угрозу само существование СССР. Еще в 1961 году Америка разместила в Турции 15 ракет «Юпитер», способных достичь Москвы за 10 минут. В Кремле это восприняли как прямой вызов.
Западный мир тут же назвал виновником ядерного кризиса Советский Союз, но настоящая причина осталась за скобками. На горячую фазу холодной войны Вашингтон выходил задолго до кубинских событий. Одной из точек напряжения стала послевоенная Германия, точнее, территория Берлина, разделенного на секторы оккупации. Для США и союзников город стал плацдармом в игре против СССР и всего восточного блока. В 1961 году началась острая фаза противостояния.
Пётр Кузник, американский эксперт: «Кеннеди объявил, что берлинский кризис вынуждает США увеличить военный бюджет на 3,5 млрд долларов, расширить армию, призвать резервы и занять жесткую позицию. В ответ Хрущёв начал строительство Берлинской стены в августе. Кеннеди направил войска в Берлин».
Дело дошло до того, что советские и американские танки взяли друг друга в прицел у
Сегодня мало кто помнит, что разделенная Германии и Берлинская стена — решения, на которых западные державы настояли в споре с Советским Союзом. При этом еще в знаменитой ноте Сталина СССР выступал за единый немецкий народ и единую Германию.
В итоге сразу после образования ФРГ вошла в НАТО, на ее территории появились американские военные базы и ракеты с ядерными боеголовками, нацеленные на СССР. Размещение в Турции американских ракет средней дальности стало уже последней каплей для Хрущёва. В ответ на это генсек, по его выражению, предложил запустить американцам «ежа в штаны» — разместить на острове советские ядерные ракеты и оказать военную поддержку Кубе. Операцию по переброске людей и оборудования называют «Анадырь». Курсом на Запад уходят и три подводные лодки с ядерными боеголовками.
Тем временем шла напряженная работа дипломатов. С Кеннеди встречался министр иностранных дел СССР Андрей Громыко. Стороны были предельно осторожны в выборе слов и выражений.
В итоге компромисс был найден. Каждая сторона взяла на себя обязательства, публичные и секретные. Например, Америка без шума пообещала убрать ракеты из Турции. Публично же Белый дом согласился не планировать свержение кубинского правительства.
Сегодня, спустя десятилетия, в Белом доме словно хотят взять реванш за пережитое в кризис шестидесятых. Ослабленная блокадой и санкциями Куба выглядит и лакомым куском
Эдельберто Лопес Бланш — автор книги о сегодняшнем госсекретаре США. Марко Рубио корнями из Кубы. Сначала, когда был кандидатом в президенты, он говорил, что его родители бежали от режима Фиделя — так набирал предвыборные очки. Потом пришлось оправдываться. Оказалось, что в США родители Рубио переехали задолго до революции.
Сегодня от повзрослевшего сына кубинских мигрантов ждут объяснений, почему США не продолжили Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений — договор между ядерными сверхдержавами, который вырос из уроков Карибского кризиса.
Президент Трамп в своей манере и в своей соцсети уже заявил: вместо плохого, по его мнению, старого договора, его администрация разработает и подпишет новый, лучший в мире договор. Каким он станет и когда появится, «мастер сделок» не уточнил. Ясно одно — реалии после Карибского кризиса сильно изменились.
Алексей Громыко, историк и политолог, внук министра иностранных дел СССР в
Очевидно, что новые переговоры о сокращении стратегических наступательных вооружений в новых реалиях, где есть новые игроки, простыми не будут. Как бы то ни было, Россия выучила свои уроки Карибского кризиса. И главный в том, что в мире, где члены ядерного клуба не могут или не хотят договариваться, всегда нужно быть на шаг впереди. Поэтому любые их системы ПРО сегодня прорываются нашим оружием. У нас «Буревестники» третьего поколения, «Сарматы», «Посейдоны» и «Орешники». А у США их противоракетный «Золотой купол» пока только в планах.
Смотрите все выпуски программы «Скандалы. Интриги. Расследования» на NTV.RU

