«Мрачный момент для мира и стратегической безопасности», так генсек ООН Антониу Гутерриш прокомментировал истечение срока действия российско-американского Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений. Он также известен как СНВ-3 . Москва неоднократно предлагала Вашингтону рассмотреть возможность продления соглашения, однако эта инициатива по-прежнему «на столе».
Когда президенты России и США — тогда Дмитрий Медведев и Барак Обама — подписывали
Дэрил Кимбалл, исполнительный директор Ассоциации по контролю за вооружениями:
До пандемии все
Дмитрий Стефанович, научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН: «Договор был не только по ограничению, но и по сокращению. Сокращения с разной степенью успешности проведены. То есть у сторон есть некоторые взаимные подозрения и обвинения, но как бы в целом все довольны, как договор выполнил свою задачу. Договор уже довольно давно приостановлен, инспекции нет, обмена данными нет, это не очень здорово, но как бы опять же проблема решаемая, если была бы на то политическая воля. Но в текущем виде, вероятно, для сторон он более не интересен».
В январе Дональд Трамп в интервью The New York Times сказал: истечет — так истечет. Мол, подпишем новый. Трамп еще во время своего первого срока хотел усадить за стол переговоров по ядерному оружию и Китай. Тогда это сделать не получилось. Сейчас, очевидно, он хочет попробовать снова. Кроме того, в Вашингтоне уже давно все громче голоса, что хватит ограничений, арсенал снова пора наращивать.
Дмитрий Стефанович, научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН: «Да, действительно, в Вашингтоне очень сильны настроения, что те ограничения, о которых мы договорились вот уже почти 16 лет назад, они, в общем, не актуальны на сегодняшний день. Они очень переживают
Меньше чем за сутки до истечения договора госсекретарь Рубио сообщил, что новостей у него нет.
Марко Рубио, госсекретарь США: «У меня сейчас нет никаких заявлений по поводу Договора СНВ. Думаю, президент выскажется по этому вопросу позже. Как вам известно, президент ранее ясно давал понять, что подлинный контроль над вооружениями в XXI веке невозможен без учета Китая
Россия тоже считает, что к переговорам необходимо подключать и другие страны, помимо Китая, например, Великобританию и Францию, обладающих ядерным оружием, пусть и в меньшем объеме. Однако для такого многостороннего разговора все равно необходима заинтересованность в нем прежде всего Соединенных Штатов, без этого и обсуждать нечего.
Сергей Рябков, заместитель министра иностранных дел России: «Сейчас нет никаких предпосылок для возобновления предметного диалога с Соединенными Штатами по тематике стратегической стабильности. Нужны далеко идущие сдвиги, перемены к лучшему в подходе США в целом к отношениям с нами, прежде чем актуальным станет вопрос о том, как, когда и в каком формате диалог по стратегической стабильности с Вашингтоном мы сможем возобновить, а
Российский МИД в канун завершения
В то же время, как подчеркивается в заявлении, Россия остается открытой для поиска путей стабилизации стратегической обстановки. Что дальше, зависит от политической воли России и США. Теоретически Дональд Трамп может в любой момент согласиться на предложение России продолжить соблюдать договоренности, пока будет разрабатываться
Дэрил Кимбалл, исполнительный директор Ассоциации по контролю за вооружениями: «Если Вашингтон начнет наращивание, Москва, вероятнее всего, ответит симметрично. Китай, наблюдая за этим, может ускорить собственную ядерную программу. В итоге мир рискует столкнуться с опасной трехсторонней гонкой вооружений — масштабнее всего, что было даже в разгар холодной войны».
Впервые за последние полвека мир оказался в ситуации, когда ядерные арсеналы двух стран, на долю которых приходится почти 90 процентов ядерного оружия, не сдерживаются ничем.

