Реставраторы Эрмитажа, работая с панно-диорамой конца XVIII века, узнали в нем авторство императрицы Марии Фёдоровны.
Небольшая надпись, которая открыла современным исследователям подлинное авторство, на первый взгляд, непримечательной работы. И, возможно, благодаря которой эта картина руки царской особы пережила революцию. Долгое время специалисты считали, что панно — часть приданого императрицы Марии Фёдоровны. Ведь подписано оно ее девичьим именем до вступления в брак. Однако стоит вглядеться в самый центр композиции.
Николай Онегин, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель панно Марии Фёдоровны: «„Дата на самом панно нас так или иначе отсылает к путешествию с Павлом Петровичем в Европу, когда он еще был только наследником престола. И это было место, в котором проживала мать Марии Фёдоровны“.
Своими руками Мария Фёдоровна запечатлела окрестности замка Этюп во французском городе Монбельяр. Для нее это, вероятно, был семейный сувенир. Но для современных исследователей этот сувенир существенно преображает творческий характер супруги Павла I.
Наталья Бахарева, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа: Мария Фёдоровна была самой известной художницей в российской императорской семье. Она резала штампели медалей, она очень много работала на токарном станке. Причем делала не только привычные всем небольшие изделия, но и могла выточить ножки письменного стола. Это панно расширяет диапазон увлечений Марии Фёдоровны».
Мох, кору и цветы конца XVIII века, которые превращают картину в диораму,
Мастера вручную очищали мхи и красочный слой. Часть листков опала, их возвращали на те места, где остались характерные следы клея. Тонкому, едва заметному современному музейному стеклу без бликов реставраторы предпочли другое.
Самые ценные участки с надписями и карандашными пометами на оборотной стороне оставили на виду для будущих исследователей. Ведь некоторые записи разобрать пока не удалось.
Оригинальный защитный слой бумаги, или паспарту, сильно поврежден временем. На нем зафиксировали многочисленные разрывы и деструкции. Так что его заменили новым, а прежний теперь хранится в специальной папке из бескислотного картона. Это дополнительная защита исторического материала.

