В условиях крепких морозов и глубоких сугробов пришлось выживать российским космонавтам. Правда, сделано это было специально в образовательных целях. Так в испытательном центре в Подмосковье экипаж тренируется перед отправкой на МКС. После завершения миссии на орбите спускаемая капсула может оказаться в любых условиях.
Тренировки по выживанию в экстремальных земных условиях — обязательная часть подготовки космонавтов перед полетом. На этот раз ее проходят Олег Кононенко, Александр Гребёнкин и астронавт НАСА Маркос Берриус. Согласно сценарию, они приземлились в тайге.
В Центре управления полетами легко рассчитывают траекторию снижения спускаемого аппарата и точку приземления с погрешностью всего в несколько километров. Но случаются и нештатные ситуации, тогда космонавты приземляются, а еще хуже приводняются совсем не там, где их ждали. Их задача — продержатся, выжить до прибытия спасателей.
Оставаться в капсуле — не вариант. Она хоть и может послужить укрытием от хищников, но от холода не спасет, а за бортом все минус 20 градусов и снега по пояс. Погода постаралась максимально усложнить условия.
Александр Гребёнкин,
Космонавты строят вигвам, используя парашютную ткань, которая не промокает и защищает от ветра. Рядом разводят костер. Проверенный лайфхак: если дрова сырые, их проще зажечь не спичками, а пиропатроном. Костер нужен не только для обогрева и приготовления пищи, он даже называется сигнальным.
На спасение экипажа поисковым командам отводится максимум двое суток. На этот же срок рассчитан и так называемый носимый аварийный запас. В нем не только вода и сублимированные продуты, но и вспомогательные средства для добычи провизии, например, рыболовные снасти. А еще гидрокостюмы и теплая одежда, радиостанция, аптечка, фонарик, компас, спички и масса других полезных вещей. Есть даже мачете.
Василий Закотенко, ведущий специалист по техническим средствам Центра подготовки космонавтов: «Раньше это было прикладом для пистолета. Многофункциональный инструмент, им можно отрубить, можно
Ни такого инструмента, ни теплой одежды не было у Алексея Леонова и Павла Беляева, когда они сутки провели в лесу, ожидая помощи после того самого знаменитого полета с выходом в открытый космос в марте 1965 года. Именно после этого случая такие тренировки стали обязательными. Но если первые космонавты проводили в космосе всего лишь дни, то в наше время полеты длятся месяцами. После длительного пребывания в космосе организм ослаблен, мышцы теряют тонус.
Олег Кононенко, командир отряда космонавтов «Роскосмоса», заместитель начальника Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, герой РФ: «Мы работали там длительный период времени. Мы находились в невесомости, не в той среде, которая привычна для нашего организма. Мы там выполняли работу достаточно тяжелую, после такой работы прилетаешь уставшим».
Инструкторы не делают поблажек, лишь изредка выходят на связь, чтобы справиться о самочувствии, в том числе эмоциональном. В этих экстремальных условиях на Земле слаженность экипажа важна, как и в космосе.
Александр Герман, начальник лаборатории Центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина: «На этапе подготовки у экипажа это единственная такая тренировка, когда будущий командир и члены экипажа могут посмотреть друг на друга, оценить кто есть кто, кто чего стоит».
И командир экипажа, и инструкторы действиями космонавтов на этом этапе подготовки остались довольны. Впереди еще ряд тренировок по другим дисциплинам, но они уже будут проходить в куда менее экстремальных условиях.

